Культура
17:464 марта 2021

Яйца раздора: как выглядят подделки и «сомнительные» экспонаты выставки Фаберже

Эрмитаж проводит исследовательский эксперимент – выставил часть экспонатов в отдельные витрины, а гости могут с чистой совестью смотреть и сравнивать.
Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа

Эти витрины сегодня взбудоражили культурную общественность. Эрмитаж выставил подделки ювелирных изделий Фаберже. Об этом на онлайн-конференции сообщил директор музея.

— Мы открыли вчера две витрины дополнительные русских Фаберже — это точные юридические подделки Фаберже и вещи, которые вызывают сомнения. Этой витриной мы хотели подчеркнуть важность выставок как научного исследования, выставки представляют вещи в контекстах исторических, в контексте музея. Это и есть исследование, — подчеркнул Михаил Пиотровский.

Искусствоведы говорят, что выставки неподлинных изделий в музеях — явление распространённое, и на каждое из таких произведений есть заключение эксперта, подтверждающее его юридический статус — «подделка».

— Это очень интересно, и это ответ на упрёки, что иногда в музее выставляются фальшивки вместо оригинала. Пожалуйста — всё честно можно показать, и подделки, и оригиналы, если это достойно взгляда зрителя, — считает искусствовед Дмитрий Северюхин.

Но фальшивки на выставке были и до сегодняшнего дня, уверен коллекционер из Лондона. Выставка «Фаберже — ювелир императорского двора» открылась в Эрмитаже в ноябре прошлого года. Каталог экспозиции попал в руки арт-дилера Андрея Ружникова, который заявил, что наряду с подлинниками публике представили цитата «вульгарные новоделы». По его словам, среди более чем ста произведений свыше двадцати — подделки.

Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа
Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа

В январе Андрей Ружников опубликовал открытое письмо Михаилу Пиотровскому, в котором удивлялся, что партнёрами для выставки Эрмитаж выбрал не петербургский Музей Фаберже и не Московский Кремль. В экспозиции представлены предметы из коллекций музея Фаберже в Баден-Бадене, государственных музеев-заповедников «Петергоф» и «Павловск», а также Русского национального музея. Фальшивые изделия, утверждает лондонский арт-дилер, принадлежат коллекционеру Александру Иванову.

— Если вы его поищете и захотите зайти в этот самый русский национальный музей, то вы адреса не найдёте. Он существует где-то в виртуальном пространстве. Единственный человек, который находит императорские яйца Фаберже в мире. За последние сто лет было найдено только одно, а он нашёл, на выставке таких яиц шесть штук. Пять или шесть штук, понимаете, это статистическая невозможность. Все ищут эти яйца, а находит один Иванов, — сказал Ружников.

Среди доводов коллекционер приводит исторические факты: во время русско-японской войны Фаберже императорских яиц не изготавливал, а на выставке значится «Юбилейное свадебное яйцо на подставке» 1904 года.

Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа
Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа
— По-моему, Эрмитаж должен просто выступить публично и сказать: «Извините, ребята, извините, русский народ, мы ошибку сделали». За три месяца они продавали билеты, люди туда ходили, смотрели, писали: «Ой, как красиво», «Ой, какие замечательные вещи», «Ой, как мне понравилась выставка, приезжали из провинции, радовались, что попали в Петербург, в Эрмитаж». Такое наслаждение они получили, что посмотрели на выставку фальшивок, ну это просто неприлично, — убеждён арт-дилер.

В Эрмитаже отметили, что подлинность ранее неизвестных произведений Фаберже — это вопрос, допускающий дискуссию, отправили некоторые экспонаты на экспертизу в музейную лабораторию. Конечно, с согласия владельца.

— Спорный вопрос — делали или не делали во время японской войны пасхальные яйца-подарки. Ну получается, что всё-таки, видимо, делали. Другая история, которая тоже выявляется и непрямую связана с технологическими исследованиями, — это ремонты, это история ремонтов, потому что вещи, в том числе и Фаберже, и пасхальные яйца подвергались изменениям. Проблема тиражирования. Мы забываем, что мы живём в тиражном веке и до этого тиражные были века и очень много вещей многократно повторялось, например, это знаменитое яйцо с курочкой, про которое многократно говорили. Всем известно, что оно существует в нескольких вариантах, — сказал на это Михаил Пиотровский.

Результаты исследований Эрмитаж обязательно опубликует, — подчеркнул он, а пока зрители сами могут сравнить подделки и оригиналы — на выставке. Она будет работать до 14 марта.


ВыставкиМузеиЭрмитажИскусствоВидео
Новости партнеров