Как известно, потребители имеют право вернуть товар в течение 14 дней. Однако из любого правила есть исключения. В списке товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату — лекарственные средства. Как мы и сами убедились, в случае, когда с товаром все в порядке и претензий нет, причина, что мол купил не то — не будет веской для возврата.
В пандемию ситуация с «не тем» товаром обострилась — в приступах паники люди стали скупать с аптечных полок всё подряд. Но если в этом случае закон бессилен, вернуть товар ненадлежащего качества, конечно, можно.
Среди оснований для возврата, например, несоответствие описания фактическим показателям.
— В описании всегда есть физические свойства — сказано синяя, а она зеленая с вкраплениями коричневых пятен, то это, конечно, будет повод ее вернуть, — заверил юрист в сфере защиты прав потребителей Алексей Койтов.
А что делать в том случае, если с качеством всё в порядке, но лекарство не принесло желаемый эффект и пациент хочет вернуть деньги? Здесь тоже есть вариант, но на практике воспользоваться им сложно.
— Чтобы потребителю доказать, что должно средство помогать, оно не помогает, надо провести испытания. Тогда это будет доказательство, чтобы снять партию с продаж, но кто этим будет заниматься, — поделился Койтов.
Такие случаи — редкость, как правило, больному человеку совершенно не до судебных тяжб и препирательств с фармацевтами — жизнь на кону. Да и возвращают в аптеку чаще не лекарства, а электронные изделия медицинского назначения — термометры, тонометры, и сопутствующие товары. И тут, поясняют специалисты, никакой разницы в действиях с обычным магазином нет.
— Если на товар есть гарантийный талон, он должен указать в заявлении, что аптека должна провести экспертизу за свой счёт. Но это уже надо понимать, что, если будет не в пользу покупателя, аптека или магазин имеют право потребовать вернуть эти деньги, потраченные на экспертизу, — рассказал, председатель Петербургского общественного объединения потребителей «Диалог» Вадим Рыжков.
С этого года в правила торговли в России внесли изменения — лекарств напрямую это не коснулось, но вот фармацевтическую ассоциацию волнует другой вопрос.
Раньше медицинские препараты входили в перечень товаров, неподлежащих возврату и обмену. Теперь в названии оставили только слово обмен. Работники сферы полагают, что этой маленькой уловкой захотят воспользоваться хитрые покупатели, чтобы попытаться вернуть хороший, но не нужный им товар.
Сейчас неудачная формулировка, и на эту тему фармобщественность сделала запрос в правительство, чтобы это не было камнем преткновения для возникновения конфликтов в аптеке, не возникали различные неоднозначные трактовки, — сообщила председатель фармацевтической ассоциации Петербурга и Северо-Запада Лариса Гарбузова.
Но несмотря на формулировку, фактически, ничего не изменилось. В аптеке товар надлежащего качества — не примут. Для потребителя, по сути, остаётся, лишь один выход — обменяться с кем-то, кому именно это лекарство нужнее.