Фигуристы группы Алексея Мишина во всю готовятся к грандиозному шоу в честь 80-летия заслуженного тренера СССР, которое состоится 6 марта в СК «Юбилейный», а увидеть его можно будет 8 марта в эфире телеканала «78». Чемпионка мира и Европы Елизавета Туктамышева отрабатывает новую произвольную программу, совершенствует прыжки — и всё это под пристальным надзором Алексея Николаевича, который лишь изредка подъезжает к ней, чтобы дать совет.
— Елизавета, расскажите о работе с Мишиным. Если судить по тому, что я видела сегодня на тренировке, он, как наставник, достаточно жёсткий.
— Да нет, мне кажется, это обманчивое впечатление. Многие думают, что Алексей Николаевич очень жёсткий и строгий, но, на самом деле, он понимающий и мудрый тренер, который всегда подберёт слова, чтобы успокоить, или подбодрить. Мне кажется, мы с ним очень подходим друг другу в плане — спортсмен и тренер.
— Он, кстати, в каком-то из интервью говорил, что вы на него очень похожа — движетесь вперёд, несмотря ни на что.
— (Смеётся) Возможно. Очень долго мы с ним работаем, уже больше 10 лет. Мне кажется, что в какие-то моменты я становлюсь похожа на Алексея Николаевича, а он уже как-то хорошо меня понимает.
— Может, у вас есть какие-то слова или жесты, которые только вы вдвоём понимаете и благодаря которым у вас происходит взаимопонимание?
— Если говорить о соревновательных тренировках, то там всё очень распланировано: я практически не подъезжаю к тренерам, если только просто около них нахожусь, чтобы посоветоваться, парой слов обменяться. Потому что есть уже определённая тактика тренировки, я сама практически тренируюсь. Поэтому, смотря на Алексея Николаевича, я вижу спокойствие или накрутки, в ответ кивну, он кивнёт — значит, всё понятно.
— Вы попали в группу Алексея Николаевича в возрасте девяти лет и до сих пор работаете под его руководством. В последнее время фигуристы достаточно часто меняют тренеров. У вас когда-нибудь такая мысль возникала?
— Нет, мне всегда было комфортно именно с Алексеем Николаевичем.
— А как вы думаете, откуда появляется желание уйти к другому наставнику?
— Не знаю, разные причины бывают. Иногда недопонимание, иногда ощущение, что с этим тренером выше не подняться. У меня такого не было, потому что Алексей Николаевич идёт в ногу со временем. И если даже брать тренировки, которые были лет семь назад, то они отличаются от тех, что сейчас. Алексей Николаевич всегда идёт на усовершенствование какое-то, так что, получается, что нет смысла даже к другому тренеру переходить. Меняется фигурное катание, а он вместе с ним.
— После чемпионата России вы говорили, что хотите восстановить четверной тулуп и вставить его в произвольную программу. До коронавируса у вас он получался в 30% случаев, а как обстоят дела сейчас?
— В женском одиночном катании четверной прыжок считается сложным. Я его практически восстановила, но сейчас после болезни дольше придётся, мне кажется, его восстанавливать. Я на пути к этому. Перекручиваю, но пока что не выезжаю. Надеюсь, что всё осуществится. Работаем над этим, хочется это сделать.
— Многие считают, что ваша победа в Москве дарит надежду всем взрослым фигуристкам мира. Вы ощущаете на себе такую ответственность?
— Прямо ответственность не ощущаю. Но хочется верить, что это даст какое-то вдохновение, мотивацию другим фигуристкам.
— Насколько я помню, вы какое-то время даже выступали за поднятие возрастного ценза…
— Я считаю, что прогресс нельзя останавливать. Если фигурное катание омолодилось, то пусть оно будет таким.