Времена, когда такси было «развлечением для состоятельных», прошли давным-давно. Агрегаторы пришли на смену официальным компаниям-перевозчикам и укоренились на наших дорогах так глубоко, что представить жизнь без них практически невозможно.
С одной стороны, жить стало проще – можно не слишком переживать, задерживаясь в гостях или в баре с друзьями, ведь один из множества агрегаторов за вполне умеренную сумму обязательно довезёт вас до дома. С другой стороны, сесть за руль условного такси может сейчас практически кто угодно – а значит, и уровень безопасности соответствующий. Не говоря уже о том, что таксисты частенько нарушают правила дорожного движения или попросту хамят пассажирам.
Агрегаторы регулярно подчёркивают, что поддерживать высокий уровень сервиса должна помочь рейтинговая система. Водители, которым пассажиры выставили низкие оценки, опускаются в этом рейтинге всё ниже, пока совсем не «вылетят» из системы.
Но на деле всё не так радужно. Чаще всего на конкретные жалобы пассажиров агрегаторы даже не отвечают. Но если компания и откликнулась на просьбу обиженного клиента и заблокировала аккаунт провинившегося водителя, тот легко может воспользоваться «левым» аккаунтом и продолжить работу.
К сожалению, как признаются добросовестные водители, у некоторых их коллег бывает по дюжине таких аккаунтов. А если нет необходимости переживать за свой рейтинг, то зачем утруждать себя вежливым отношением и прочими «условностями»?
Более того, порой таксисты из ближнего зарубежья, везущие вас по культурной столице, и вовсе не имеют прав. В среде водителей гуляют легенды о том, как гости из солнечного Узбекистана покупают казахские права через интернет – и уже могут работать в России. Рассказывают и мифы о бездомных, нашедших права на помойке и «влившихся» в бизнес через каршеринг. Но это, конечно, уже байки водителей. По крайней мере, мы на это надеемся.
Но вот история с любителем порно, возившем девушек через «Ситимобил», или уголовные дела об ограблениях и изнасилованиях, совершённых таксистами, подтверждают, что за рулём может быть буквально кто угодно. Чтобы исправить эту ситуацию, петербургский комитет по транспорту решил разработать новый стандарт транспортного обслуживания для такси. Как отметил на пресс-конференции, посвящённой этой теме, глава комитета Кирилл Поляков, данный стандарт ведомство решило создать совместно с главами основных агрегаторов такси, действующих в Санкт-Петербурге.
– Это позволит понимать людям, какие услуги, в каком объёме и качестве они могут получить, – отметил Поляков, – И, в случае возникновения претензий по качеству такси, выставлять жалобы именно соотносясь с новым утверждённым стандартом.
По словам главы комитета, в ближайшие два месяца предстоит сбор предложений по новому стандарту. Предложения будут собираться и обсуждаться в два этапа: сначала на профессиональных площадках, затем предстоит работа с «предложениями потребителей». Через два месяца ведомство планирует утвердить документ, а к середине года – ввести его в действие.
– Мы дали возможность нашим коллегам подумать над этим две недели, 15 февраля – срок поступления предложений от них, – рассказал Кирилл Поляков. – Мы попросили их взять за основу стандарт транспортного обслуживания на наземном транспорте.
Руководители крупнейших транспортных предприятий Петербурга и страны уже поддержали эту инициативу, подчеркнул глава комитета. Будут ли нерадивых таксистов серьёзно наказывать за хамство и неподобающее поведение за рулём?
– Как таковых санкций применяться не будет, – ответил на этот вопрос Поляков. – Водителям угрожает непродление лицензий на транспортную работу в части такси. «Кнутом» будет являться отношение потребителя. Такси – высококонкурентный рынок, и потребитель выберет из транспортных компаний те, которые наиболее соответствуют правилам и требованиям.
Эффективность правил без жёсткого наказания за их несоблюдение, особенно для маргинальных личностей, кажется весьма сомнительной. Своё мнение на данную тему высказал в интервью 78.ru Юрий Вейков, председатель некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Петербурга:
– Очень важны механизмы, которые отрабатывают санкции за невыполнение требований. На сегодняшний день на рынке таксомоторных перевозок у нас есть яркий дефицит водителей. Поэтому, если водитель будет отстранён от работы в какой-то компании Петербурга, он спокойно сможет перейти на работу в другую компанию, в ту же Ленобласть.
Правда, предлагать какие-то конкретные жёсткие меры наказания на региональном уровне мы тоже не можем:
– У нас есть федеральное законодательство в области такси, и возлагать (на наших таксистов) какие-то санкции, превышающие законодательство, достаточно сложно. При условии того, что большинство заказов у агрегаторов, я бы не стал говорить, что этот проект изменит работу такси в регионе.
К данному вопросу необходимо подойти значительно более основательно, считает Юрий Вейков:
– В моем понимании, необходимо не только вводить соглашения, связанные с качеством услуг. Городу необходима комплексная программа развития такси, где будут прописаны вопросы, связанные с таксомоторными стоянками, с допуском на рынок. Любые стандарты работают при двух условиях: если это будет экономически выгодно или если за их несоблюдение будут серьёзные санкции, из-за которых пострадает данное предприятие. На сегодняшний день подавляющее большинство услуг оказывают агрегаторы, которые себя позиционируют как информационные посредники. Каким образом они будут воздействовать на водителя, мне пока непонятно.
Председатель некоммерческого партнёрства таксомоторных предприятий вспомнил, что аналогичные стандарты уже разрабатывались в 2007-2008 году. Заметен ли эффект без кнута и пряника?..
Депутат петербургского ЗакСа Андрей Анохин заявил, что все сложности с таксистами-хамами, извращенцами и преступниками происходят из-за большого количества мигрантов из ближнего зарубежья, приезжающих к нам на заработки. В середине января Анохин обратился к министру труда и соцзащиты Антону Котякову с просьбой принять меры и исключить мигрантов из-за рубежа из числа работающих в стране таксистов.
По словам депутата, мигранты очень часто нарушают требования безопасности, работая без отдыха и сна, из-за чего страдает внимательность и, как следствие, растёт количество ДТП. И это ещё не самое страшное, что можно ожидать от гостей из ближнего зарубежья, уверен Анохин. Кроме того, по мнению депутата, иностранцы из бывших союзных республик отнимают работу и хлеб у наших соотечественников – что в условиях пандемии и безденежья особенно ужасно.
Но в Госдуме Анохину отказали. Как прокомментировал СМИ свой отказ заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов, по сути он вовсе не против такого запрета, но без заранее продуманных механизмов функционирования вводить его нельзя.
Аналогичного мнения придерживается и петербургский активист, руководитель общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов:
– Господину Анохину нужно просто представить альтернативный план – кто в таком случае будет работать в такси? И, если он найдёт этих людей и покажет, что это достаточное количество, то можно рассмотреть такую инициативу. Но на данный момент это попахивает больше популизмом в преддверии выборов.
На рынке такси нашего города мигрантов, по наблюдениям нашего собеседника, как минимум половина. Из чего сам собой следует логичный вывод:
– Если мы всем вдруг запретим работать в такси одномоментно, то, конечно, рынок ждёт хотя бы временный, но кризис.
А может быть, просто запретить все агрегаторы и разрешить работать только официальным компаниям-перевозчикам с собственным автопарком и штатом водителей? Ведь раньше, как говорится, такого бардака и в помине не было!
– Я думаю, на дорогах было примерно то же, – считает Святослав Данилов. – Просто очень сильно скакнуло развитие технологий, и мы получаем больше информации о проблемах и историях, потому что люди стали их больше снимать и чаще выкладывать в интернет. Всё это стало проще.
Если же «просто взять и отменить» все агрегаторы такси – мы откатимся как минимум на 10 лет назад, уверен глава общественной организации.
– Я, на самом деле, не уверен, что в Петербурге вообще есть ещё таксисты, которые не входят в какого-то агрегатора. Все они так или иначе подключены к одному из источников: «Яндекс», Gett, Uber, «Везёт», ещё что-либо. И, конечно, нужно учитывать, что агрегатор – это лишь информационная система. Это не компания, оказывающая услуги перевозки, это компания, предоставляющая программное обеспечение для оказания услуг перевозки. Но, тем не менее, даже они должны предусматривать и усиливать существующие алгоритмы, которые повышали бы безопасность перевозок, адекватность поведения водителей и, в том числе, адекватность поведения пассажиров.
Что же касается новых стандартов, по мнению общественника, вполне достаточно существующих правил, главное – добиться их соблюдения. А это возможно только при соответствующем качественном контроле. В любом случае, во главе угла новых транспортных стандартов должна быть безопасность пассажиров и перевозок в принципе. А это возможно при соблюдении водителями ряда правил:
– Прохождение обучения правилам дорожного движения, прохождение медицинских осмотров, регулярный контроль за состоянием здоровья водителя, за режимом труда и отдыха, чтобы он отдыхал нужное количество времени. То есть все те меры безопасности, о которых мы постоянно говорим. Просто нужно взять и начать их соблюдать.