Общество
10:076 февраля 2021

С онлайном, но без реформ: Любимова рассказала о жизни учреждений культуры после пандемии

Кино с берегов Невы подогревает интерес к внутреннему туризму, японцы заинтересовались русским "Хатико", а расходование средств на консерваторию находится на личном контроле сразу у двух министров.
Ольга Любимова/ Фото: пресс-служба Министерства культуры РФ

Петербург посетила министр культуры Ольга Любимова. Она рассказала телеканалу "78", почему не произносит слово "Питер", где в городе на Неве скрыт потенциал развития внутреннего туризма и как избежать новых скандалов вокруг реставрации консерватории. Также в центре внимания оказались пандемия, перспектива реформ в отечественном кинематографе и новые кинопремьеры.

Музеи возвращаются, онлайн остается

Корреспондент: Пандемия наложила серьезный отпечаток на все стороны нашей жизни. Культура не стала исключением. Все театры, музеи пострадали. Что изменится в 2021 году?

Ольга Любимова: Начнем с 2020-го года. Мы все не предполагали, с чем мы столкнемся. Но, мне кажется, мы это очень достойно пережили. Начиная от наших зрителей, которые стоически терпели и ждали, переходили на онлайн. Очень много просмотров у детского контента на портале Культура.рф. Удивительно, что родители доверили нам своих детей. Подумали, что раз уж дети не вылезают из гаджетов в самые тяжелые периоды самоизоляции, то уж лучше сфокусироваться на каком-то безопасном, образовательном контенте.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Деятели искусства говорили: "Невозможно при 50% играть в зале". А потом были регионы, где играли при 15% зрителей, как, например, в Краснодаре. И бились за своего зрителя. Зрители поддерживали своих любимых исполнителей, музыкантов, и им практически удавалось воссоздавать атмосферу полного зала. На этой любви друг к другу мы стали ближе и крепче.

С самого начала мы перераспределили госзадания: те деньги, которые получают театры, музеи, не нужно было тратить на новые постановки и гастроли. Нужно было сфокусироваться на самом главном: на людях, на зарплатах, безопасности и налогах, чтобы каждое учреждение пережило этот год. Да, не так много было премьер, хотя и они тоже были, несмотря ни на что.

Летом было огромное количество концертов на свежем воздухе, с соблюдением норм безопасности. И при этом мы сумели сохранить возможность проведения крупных музыкальных мероприятий. Это было отдушиной для людей, которые не могли прийти в филармонию.

В 2021 году потихоньку возвращается жизнь, возвращаются доходы. С начала года один миллион 200 тысяч человек посетили российские музеи. Музеи-заповедники во многих регионах открылись. Это позволяет жителям не быть в заточении своих дворов, не ограничивать прогулки с детьми только районом проживания. Долгое время в некоторых регионах нельзя было заходить внутрь этих великолепных дворцов и выставочных пространств. Но то, что ты можешь взять коляску и отправиться семьей на целый день в усадьбу и провести время в такой красоте - это большая радость. Там зачастую есть и горки для детей, и места, где можно перекусить. И отсюда такие цифры.

Фото: пресс-служба ГМЗ
Фото: пресс-служба ГМЗ "Царское Село"

Появились уже первые 300 новых выставочных проектов. Петербург тут, прямо скажем, не в числе отстающих. Научное сообщество измучилось за прошлый год, хочется открытых форм экспонирования. И параллельно продолжается и онлайн, потому что уже запущены курсы, программы. Мы привыкли к этому, здесь есть собственный зритель.

"Трагическая" реконструкция

К.: Более 13 млрд рублей было выделено из федерального бюджета на реконструкцию петербургской консерватории. Учитывая предыдущий опыт, будет ли особый контроль за расходованием этих средств?

Ольга Любимова: Безусловно. Я считаю, это позитивное решение, что мы теперь работаем по ряду сложнейших объектов совместно с Минстроем, профильным ведомством. Мы знаем трагический путь этого объекта, говоря языком строителей. Петербургская консерватория находится на личном контролем не только у меня, но и у Марата Хуснуллина, который невероятно энергично взялся за дело.

Министерство культуры не снимает с себя обязательств. Помимо стен, графики консерватория - это и тот набор инструментов, который должен там быть. Мы согласовываем это с руководством учреждения. Это касается и планов, связанных с образовательной деятельностью, которые будут корректироваться консерваторией. Мы рядом и готовы оказывать помощь.

Кино без реформ

К.: Нужны ли какие-то кардинальные реформы в отечественном кино? Мы знаем, что выходят какие-то замечательные премьеры, которые собирают кассу, как, например, "Холоп", но это бывает не так часто. Как совершить качественный рывок?

Ольга Любимова: Даже я, не то что профессиональное сообщество, очень болезненно реагирую на слово "реформировать". Надо поддерживать, а не реформировать. Нет никакого моего личного контроля над кассовыми, нашедшими своего зрителя великолепными премьерами. Они прекрасно справляются. По своему профилю я занималась кино и знала, что великолепный фильм «Серебряные коньки», и «Огонь», и продолжение «Последнего богатыря» соберут кассу, а, главное, вернут зрителя.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Последний богатырь: Корень зла"/ Фото: kinopoisk.ru

Мы вместе с кинематографистами принимаем решения по кинотеатральному показу. Маркетологически куда более своевременные и остроумные решения принимает профессиональное сообщество. С нашей стороны было важно найти средства, и правительство подержало это решение. 4.2 млрд рублей было выделено на поддержку российских кинотеатров и продюсеров, которые в это непростое время вышли в кинопоказ.

Не стоит забывать и об авторском кино. Совсем рядом находится «Ленфильм», нам восстанавливать вместе эту легендарную студию, профильной деятельностью которой были дебюты. Мы хотим, чтобы Александр Сокуров трудился, чтобы его дебютанты получали поддержку. Есть огромное количество проектов. Те же «Серебряные коньки» снимались в Петербурге. И я знаю, что даже с точки зрения развития внутреннего туризма это оказывает положительное влияние. Мы ехали вчера по городу, и коллеги у меня спрашивали: "Как вы думаете, на этой набережной «Серебряные коньки» снимали?" Представьте, как на это реагируют зрители со всей страны? "Красота какая! Как давно мы в Петербурге не были, надо будет этим летом поехать".

К.: Вы боитесь слова "Питер"?

Ольга Любимова: Да, я боюсь сказать "Питер". Не знаю, насколько это допустимо из уст министра культуры, поэтому продолжу говорить "Петербург".

Сейчас у нас впереди несколько премьер детских. Будет интересно, как отреагирует зритель. Это не блокбастер с точки зрения графики, технических решений, но это очень хорошая история сама по себе. "Пальма" рассказывает о реальных событиях. Может быть вы помните, в 80-е годы году мужчина бросил собаку в аэропорту, русского "Хатико".

Съёмки фильма
Съёмки фильма "Пальма"/ Фото: kinopoisk.ru

Кстати, этим фильмом заинтересовались японские партнеры, как только увидели нашу немецкую овчарку Альму, которую бросает герой Яна Цапника. И мальчик, который в этот момент находится в аэропорту, начинает доказывать всему взрослому миру, что надо ее спасти. Надо запастись носовыми платками. Это безумно трогательная, романтичная и, главное, не душераздирающая история. И это не высокобюджетное кино. Аэропорт, собака, костюмы 80-х годов, а не 18-й век.

Вызывает невероятную гордость, когда в достаточно тяжелой обстановке пандемии, в условиях непростых международных отношений качество и смысл, заложенные внутрь отечественных произведений искусства, порой вынуждают жюри кинофестивалей присуждать им призы. И дебютному кино, и уже состоявшимся мастерам.

Культура
Новости партнеров