Культура
14:236 февраля 2021

«Пришелец» российского кино: 10 лучших ролей и режиссёрских работ Ренаты Литвиновой

6 февраля в прокат выходит режиссёрская работа Ренаты Литвиновой «Северный ветер». В этом материале мы вспоминаем лучшие роли и авторские проекты самой мистической представительницы отечественного кино.
Кадры фильмов «Последняя сказка Риты» и «Северный ветер»/ Фото: kinopoisk.ru/ Pr Scr youtube.com/Renata Litvinova

Первые ассоциации с Ренатой Литвиновой — это её необычная манера говорить и жестикулировать. Изящная подача, забавные фразы, каждая из которых становится «перлом», элегантная походка, модные наряды, идеальная причёска и неизменно красная помада — стиль Литвиновой нельзя перепутать ни с чьим другим. Но помимо внешнего стиля узнаваем и необычный артистический почерк Ренаты Муратовны. Причём, насколько увлекательно за ней наблюдать в комедийных ролях, настолько трогательно — в драматических.

За время своей карьеры Литвинова снялась в 30 кинолентах, стала сценаристом к 14 проектам, полностью срежиссировала шесть картин и восемь клипов знаменитой певицы и по совместительству лучшей подруги — Земфиры. О лучших работах Литвиновой в качестве актрисы, сценариста и режиссёра расскажем в этой статье.

Литвинова + Муратова

Литвинова начала свой путь в кинематографе в 1989 году, дебютировав в комедии «Две стрелы. Детектив каменного века». Элегантная блондинка мгновенно привлекла внимание кинематографистов, а её «инопланетная» манера разговаривать, живой артистический стиль и аристократическая внешность распахнули Литвиновой дверь в мир большого искусства.

Можно сказать, что «открыла» в Литвиновой артистку режиссёр Кира Муратова, чьё творчество в течение всей жизни будет неразрывно связано с кинобиографией Ренаты Муратовны. Так, её актёрским дебютом в большом кино стала роль в фильме Муратовой «Увлеченья», где она воплотила образ медсестры Лилии, страстно любящей скачки и жокеев. Героиня Литвиновой вместе с подругой Виолеттой, проводящие всё время на конном ипподроме, в пылу своего «увлеченья» попадают в клубок азарта, интриг и любовных драм. И всё это — на фоне морского побережья и невероятно эстетических пейзажей.

Кадры фильма «Настройщик»/ Фото: kino-teatr.ru
Кадры фильма «Настройщик»/ Фото: kino-teatr.ru

Колоритный образ Литвиновой можно увидеть в одном из самых знаменитых фильмов Муратовой «Настройщик». Это — одновременно печальная и уморительная комедия, где, по мнению киноэкспертов, Литвинова блеснула всеми гранями своего актёрского мастерства. Сцену, где её героиня подкармливает бездомную в роскошном ресторане, по сей день критики относят к одной из самых значимых в творчестве Ренаты Муратовны. А манерный монолог её персонажа со словами: «Я такая умная, такая красивая, но такая бедная!» стал популярным киномемом и своеобразным «гимном» женской половины.

Литвиновой было суждено исполнить главную роль и в последнем фильме Киры Муратовой «Вечное возвращение». В центре сюжета — мечущийся между женой и любовницей мужчина и его бывшая однокурсница, к которой он всё возвращается и возвращается в попытках найти решение мучающего его вопроса. После премьеры на Римском кинофестивале эксперты назвали эту киноленту «гипнотической воронкой», а известный критик Антон Долин уточнил, что среди всех представленных на престижном фестивале лент ни одна не смогла приблизиться к «Вечному возвращению» по части оригинальности, юмора и поэзии. Главные же роли в фильме помимо Литвиновой исполнили Сергей Маковецкий и Олег Табаков.

Романтичные образы

Литвиновой с её слегка «фриковатой» артистической манерой филигранно удавалось отыграть любые комедийные роли. Однако не менее ярко актриса выглядит в романтических, а особенно — драматических образах. Одной из её самых известных работ стал меланхоличный фильм «Мне не больно» от режиссера легендарного «Брата» Алексея Балабанова. Литвинова исполнила роль увядающей от болезни девушки. Правда, её героине «повезёт» встретить настоящую любовь на пороге ухода из жизни, ведь до этого Тата успела примерить на себя лишь образ содержанки при пожилом мужчине, роль которого играет Никита Михалков.

Кадр фильма «Мне не больно»/ Фото: kinopoisk.ru
Кадр фильма «Мне не больно»/ Фото: kinopoisk.ru

Печальная атмосфера романтичного Петербурга, чувственная история любви, нетривиальный сценарий и сильный актёрский каст — всё это помимо яркой роли Литвиновой сделало фильм «Мне не больно» по-настоящему культовым.

Образ воздушной и возвышенной барышни окончательно закрепился за Литвиновой после роли Альбины Ворон в сериале «Граница. Таёжный роман». По сюжету актриса играет жену сотрудника военного гарнизона, роль которого исполнил Андрей Панин. «Загнанная» в полевые условия жизни аристократичная и вообще «белая и пушистая» Альбина не может найти себе место в этой малопривлекательной реальности. Однако принципы героини круто меняются, когда в её жизнь приходит настоящая любовь.

Появившийся на телеэкранах в 2000 году сериал собрал внушительную аудиторию и вызвал бурные обсуждения у любителей телевизионного «мыла». А фраза героини «Я летаю, я в раю» стала определяющим не только для образа актрисы в сериале, но и для самой Литвиновой, в целом.

Одним из самых любимых своих образов самой Литвиновой стала роль бортпроводницы Лары в фильме «Небо. Самолёт. Девушка», в котором она выступила не только исполнительницей главной роли, но и сценаристом. Лара — «воздушная», как и её профессия, девушка, она возвышена и даже немного безумна. Со всей силой и «сумасшествием» героиня влюбляется в случайного знакомого.

Кадр фильма «Небо. Самолёт. Девушка»/ Фото: kino-teatr.ru
Кадр фильма «Небо. Самолёт. Девушка»/ Фото: kino-teatr.ru

Трогательное кино, которое считается ремейком к фильму «Ещё раз про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского. Кстати, несмотря на то, что главной «звездой» ленты бесспорно стала Рената Литвинова, интересен здесь и образ Михаила Ефремова, сыгравшего ту же роль, что и его отец Олег Ефремов в старом фильме.

Ещё один тандем Литвиновой и Ефремова образовался в романтическом альманахе Анны Меликян «Про любовь». В этой киноленте Литвинова выступила в образе любовного коуча, читающего лекции об отношениях. Правда, сама героиня не так счастлива в любви, она — нимфоманка, которая ищет себе партнёров через соцсети. Смелая эротическая тема, однако не опустила кино до уровня низкопробного, и «Про любовь» получился нежным фильмом о разных гранях любви, каждая из которых имеет право на существование.

Кадр фильма «Про любовь»/ Фото: Кинокомпания «Магнум»
Кадр фильма «Про любовь»/ Фото: Кинокомпания «Магнум»

Литвинова — режиссёр

Почти во всех режиссёрских работах Литвиновой неизменно фигурируют темы высших сил, мистики и загробного мира. Так, режиссёрским дебютом Литвиной стал фильм «Богиня: как я полюбила», который был довольно тепло принят киносообществом. Кстати, главную роль в своём же фильме Литвинова отдала себе любимой. Главная героиня картины — «богиня», точнее следовательница Фаина ведёт дело о пропавшей девочке, поиски которой давно забросили. В то же время в её жизни разворачиваются личные и даже мрачные трагедии, связанные с загробным миром и духами прошлого. Несмотря на криминально-мистическую тематику фильма, его главной темой стала любовь! В этом проекте раскрываются новые грани актёрских и режиссёрских талантов Литвиновой, показывающие её экстравагантность и «инопланетность» в полной мере.

Ещё одной интересной режиссёрской работой Литвиновой стал фильм «Последняя сказка Риты». По пессимистичному названию фильма можно догадаться, что и в этом фильме будет рассказана история умирающей от тяжёлой болезни девушки, роль которой Литвинова отдала Ольге Кузиной. Для себя самой режиссёр выбрала роль «ангела смерти», медсестры Татьяны Неубивко, на протяжении 13 дней сопровождающей главную героиню Риту в последний путь. По сюжету, узнав о своей болезни, Рита с помощью героини Литвиновой готовится к переходу в иной мир и ищет ответы на «вечные» философские вопросы о том, есть ли жизни после смерти и что собой представляет загробный мир.

Сама режиссёр отнесла свою работу к артхаусному жанру и описала её так: «Это сказка в условиях сегодняшнего города, но для меня это быль — я в такие «расклады» абсолютно верю. За всеми есть досмотр в высшем смысле — если смерть уважает человека, она его всегда предупреждает заранее». Мистическую музыку к фильму написала близкая подруга Литвиновой Земфира.

Говоря о Земфире, самые известные клипы певицы также сняла Литвинова. Среди них — «Мы разбиваемся», «Жить в твоей голове», «Самолёт» и многие другие. Одним из самых успешных стал именно клип на песню «Мы разбиваемся», который рассказывает грустную историю о секретном агенте, предавшей «своих людей», за что ей положен смертный приговор. Причём, убить девушку вынужден её бывший возлюбленный. Это — нуарная драматическая история, роль в которой также сыграла сама Литвинова.

Новые проекты

Сегодня на киноэкранах России начинается показ седьмой режиссёрской работы Литвиновой «Северный ветер», премьеру которой несколько раз откладывала пандемия. Эта картина расскажет мрачную и даже магическую (что очень в духе Литвиновой) историю о женщинах сильнейшего северного клана, у которых есть буквально всё: власть, деньги и время, ведь их день длится на час дольше, чем у всех остальных. Но в один момент в мир «великого матриархата» приходит хаос, который приносит войны, болезни и увядание. Для спасения мира нужна жертва: одна из четырёх представительниц клана должна погибнуть. Судя по трейлеру, зрителей ожидает провокационное, смелое артхаусное кино с нотами магии и феминистическими трендами нашего времени.

Главные роли в фильме исполняют Рената Литвинова, Софья Эрнст, Светлана Ходченкова, Татьяна Пилецкая, Галина Тюнина и другие. Кстати, в съёмках фильма принимал участие и Михаил Ефремов, так часто встречавшийся в творчестве Литвиновой, но при окончательном монтаже все сцены с ним были вырезаны.


КиноИскусствоЗвезды
Новости партнеров