Прямой эфир

Липовые полисы: в Петербурге предлагают ввести мораторий на электронное автострахование

Ирина Синц
4 февраля 2021, 15:40
Причина инициативы депутатов ЗакСа заключается в несовершенстве этой процедуры. В интернете между автовладельцами и страховщиками появилась масса посредников, и зачастую это — мошенники.
Фото: Slavomir Kubes/ globallookpress.com

Мораторий на электронное автострахование предлагают ввести депутаты петербургского ЗакСа. Причиной такой инициативы стало несовершенство этой процедуры. В онлайн между автовладельцами и страховщиками появилась масса посредников, и зачастую это — мошенники. О своём промахе люди даже не подозревают, пока не попадают в ДТП.

После столкновения на Пироговской набережной, автомобиль Владимира Сажина требует ремонта. Независимая экспертиза оценила ущерб в 250 тыс. рублей. В теории, выплатить эту сумму виновнику аварии должна была помочь страховая компания.

Фото:  Dmitry Golubovich/ globallookpress.com
Фото: Dmitry Golubovich/ globallookpress.com
— Я обратился в свою страховую за прямым урегулированием убытков. Диспетчер сказала, что полис виновника электронный, его нет в базе, соответственно, не существует вообще, — рассказывает автоэксперт Владимир Сажин.

С фиктивными полисами страховые компании сталкиваются довольно часто. Интернет пестрит выгодными предложениями, большая часть из которых — чистый обман.

— Проверить полис ОСАГО можно на сайте союза автостраховщиков. Но если вобьёте в интернете «РСА» — первые две ссылки — это не тот сайт, — отметил руководитель офиса страхования Дмитрий Завитаев.

Специалисты убеждены, что покупатели фиктивной страховки пытаются лишь соблюсти формальные требования ГИБДД, чтобы не оказаться оштрафованным при проверке документов, и не догадываются, что убытки могут оказаться в сотни и тысячи раз больше.

О том, что приобретённая в интернете за полцены страховка не несёт в себе никаких гарантий, некоторые водители узнают уже после ДТП. Сделать в такой ситуации уже ничего нельзя. Весь ущерб, нанесённый пострадавшим, виновник вынужден выплачивать из своего кармана. Но так как часто этот карман бывает пуст, дело доходит до суда и взысканий.

— Не должны страдать люди, которые платят за свои страховки. Виноват, что «шахид» застраховался на «помойке». Простые люди, которые платят деньги, страдают, а не наоборот. Безобразие. Пока не наведём порядок нам надо или отменять автострахование, или приостанавливать электронное страхование, — пояснил депутат Алексей Цивилёв.
Алексей Цивилёв/ Фото: пресс-служба Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
Алексей Цивилёв/ Фото: пресс-служба Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Несовершенство электронного страхования подтверждают и участники рынка.

— Если у вас поменялись права, то в электронном полисе, если на вас есть карта клиента, данные отгружены. Вы эти данные изменить не сможете, нужно куда-то обращаться. То же с любым внесением изменений: добавить водителя — возникают сложности, — заметил Дмитрий Завитаев.

Автоэксперт Владимир Сажин убеждён, что в аварии ему повезло: во-первых — сам остался цел, а во-вторых — не составили с виновником ДТП Европротокол, а дождались инспектора. Иначе найти второго участника столкновения было бы крайне сложно.

— Вопрос встаёт по Европротоколу. Полис нет возможности проверить на месте, по Европротоколу — уже дорога в никуда. Есть риск неполучения страхового возмещения, — заявил автоэксперт.

Как усовершенствовать выдачу страховых полисов и убрать с рынка мошенников, в ближайшее время будут обсуждать в Российском союзе автостраховщиков. Один из вариантов решения проблем — передать процесс под контроль государства. Когда нет других идей — государство самый удобный способ спихнуть проблемный вопрос.