Уникальное сочетание образовательной и концертной деятельности сделало это место действительно единственным в своём роде. Сегодня в Алексеевском дворце делятся своим опытом признанные мастера своего дела — там созданы лучшие условия для работы с молодыми талантами. Но всего этого могло и не быть.
Алексеевский дворец напоминает средневековые французские замки. Построенный для великого князя после революции он был и домом пионеров, и автошколой… И к началу 21 века находился в плачевном состоянии. Всё изменилось, когда дворец отдали Дому музыки.
Задача была титанической: превратить неухоженный особняк в храм искусства. С художественным руководителем Дома музыки Сергеем Ролдугиным мы идём в самое сердце дворца — Английский зал. Именно здесь проходят знаменитые музыкальные вечера.
Сергей Ролдугин сумел убедить всех: нужно создать нечто принципиально новое. Что-то вроде инкубатора для талантов. С опытными педагогами, гастролями, лучшими инструментами. И всё должно быть бесплатным. Ничего подобного в мире даже близко нет.
— Вы знаете, дело в том, что когда ты чего-то добился в жизни, ты оглядываешься и думаешь, вспоминаешь, чего бы тебе хотелось, когда у тебя ничего не было. И когда это всё перечислил, это всё и выросло в программу нашего Дома музыки, что хотят молодые неизвестные музыканты? Мы хотим одного и того же: во-первых, внимания, во-вторых поддержки, — отметил художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки, народный артист России Сергей Ролдугин.
Посол России в Ватикане Александр Авдеев во время становления Дома музыки занимал пост министра культуры.
— Не знаю, сколько нервов ушло, чтобы там сделать акустику, подогнать её под высшие стандарты, насытить программы и так далее. В общем, подвижники продвигают культуру и их надо помнить всегда и благодарить, — убеждён посол РФ в Ватикане Александр Авдеев.
Эффективность в музыке — понятие расплывчатое. Но это тот случай, когда оценить КПД может каждый. Павел Милюков сегодня один из самых виртуозных скрипачей России, он тоже воспитанник Петербургского дома музыки.
— Санкт-Петербургский Дом музыки дал мне всю ту музыкальную карьеру, которой я сейчас обладаю. Это было невероятное знакомство со многими музыкантами, дирижёрами, — вспоминает скрипач Павел Милюков.
Отбор строжайший, но оно того стоит.
— Это выступление в различных городах, гораздо больше стало сольных проектов… Для молодого музыканта это бесценно! — считает саксофонист Владислав Минеев.
Дом музыки — это более 4 тысяч выступлений по всему миру: Европа, Азия, Африка, Северная и Южная Америка. В России — 933 концерта! Художественный руководитель Сергей Ролдугин регулярно выходит на сцену вместе с молодыми музыкантами, поэтому солисты Дома музыки сегодня нарасхват.
— Если Дом музыки предлагает кого-то из своих ребят, то это всегда высокого класса. И очень приятно для нас, — отмечает главный дирижёр и художественный руководитель государственного Санкт-Петербургского оркестра Классика, заслуженный артист России Александр Канторов.
— Всегда концерты солистов Дома музыки — это такая удивительная школа и для оркестра, и свежий взгляд, — отмечает художественный руководитель Северокавказской филармонии имени Сафонова Светлана Бережная.
— Согласитесь, что это уникальная возможность, ещё в школьные годы приехав и доказав и поддерживая его, и развивая его, оказаться на профессиональной сцене, — говорит руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелёва.
Дом музыки стал своеобразным знаком качества в музыкальном мире.
— Они выступали у меня на фестивале в Сочи — вот там был такой марафон бетховенский. Ну великолепно, браво! — делится дирижёр, народный артист СССР Юрий Башмет.
— За 15 лет сделано многое, я ещё раз подчеркну — регионы России получили замечательную возможность: слышать лучших молодых исполнителей, наших россиян, гораздо чаще чем когда-то, — заявил дирижёр, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.
У молодых солистов своя резиденция «Нижняя Ореанда» в Ялте, где море и солнце вдохновляют на творчество, а сейчас готовится к открытию и Академия Дома музыки в австрийской столице в окружении Венского леса. Европейцы давно просятся на наши мастер-классы.
— Это будет очень важный проект, который позволит продолжить партнёрское сотрудничество с австрийскими друзьями с профессурой, а может быть таланты из других европейских стран, — отмечает Посол РФ в Австрии Дмитрий Любинский.
Главное — не останавливаться.
— Если ты будешь плестись, следовать общепринятому и известным вещам, стараться быть впереди — никогда не получится. Поэтому мы находимся в каком-то поиске, для нас незыблемыми остаются устои того, что наша деятельность должна быть в первую очередь качественной, — подчёркивает Ролдугин.
Даже во время пандемии Дом музыки работал онлайн. В итоге — более 600 тысяч просмотров. А сейчас здесь снова отбирают солистов на апрельские мастер-классы в Ялте. Классической музыке нужны новые герои. Кому публика будет аплодировать стоя уже завтра, сегодня можно подглядеть во дворце на Мойке.