Общество
13:381 февраля 2021

«Цифровая гигиена»: как защитить свои сбережения и не стать должником поневоле

По мнению специалистов по кибербезопасности, в современном мире персональные данные являются валютой.
Фото: Christin Klose/ globallookpress.com
— Попросили назвать кодовое слово, ПИН-код из четырёх цифр, телефон дочери, а также номер паспорта и личный телефон — вспоминает пенсионерка Валентина Елисеева.

Всё это доверчивая женщина предоставила менеджерам салона сотовой связи якобы для оформления бонусной карты продуктовых магазинов. А изначально пришла туда, чтобы просто перевести наличные деньги на банковский счёт.

— Мне деньги перевели быстро и сказали: «Давайте мы вам оформим покупательскую карту для магазинов». Когда уже пришла домой, думаю, дай посмотрю, что это за карточки. Одна дебетовая, другая кредитовая оказалась, — рассказала пострадавшая.
Фото: Achim Duwentäster/ globallookpress.com
Фото: Achim Duwentäster/ globallookpress.com

Пенсионерка тут же позвонила в банк, где ей сообщили о долге в 70 тыс. рублей. Разбираться в салон сотовой связи, каким образом на бабушку был оформлен займ, пошли её внуки. Они выяснили, что она якобы сама попросила оформить именно кредит, чтобы погасить старые долги.

— Я решила на них воздействовать. Стала искать в интернете Роспотребнадзор. По трём телефонам трубку не берут, по четвёртому трубку взяли: «Какая проблема?» Я говорю: так и так. «Срочно приезжайте», — сказали мне, — вспоминает Валентина Петровна.

Однако по указанному адресу вместо Роспотребнадзора оказался «Международный центр правовой защиты». За открытие дела там попросили 20 тыс. рублей. Пенсионерка без всяких подозрений рассталась с деньгами и направилась домой. И потом по совету подруги решила посмотреть отзывы об агентстве.

— Псевдоюристы. Попасть в «Международный центр правовой защиты» было самой большой ошибкой. Мошенники. Никому не советую к ним обращаться ни за какой помощью, развод, — писали в интернете.
Фото: flickr.com/ Vsevolod Knyazev
Фото: flickr.com/ Vsevolod Knyazev

Дважды обманутая женщина назвала сотрудников центра аферистами и потребовала возврата денег.

— В течение десяти дней. Вот сегодня десятый день — от них ни привета ни ответа, — заявила она.

Валентина Петровна написала заявления в полицию — и на салон связи, и на юридический центр. И если деньги ей, может быть, и вернут, то кто, где, когда и для чего теперь сможет воспользоваться её персональными данными, остаётся только догадываться.

К сожалению, теперь над пенсионеркой нависла угроза ежедневных рекламных сообщений и звонков. Именно сотовые операторы были неоднократно замечены за распространением данных пользователей. А ведь современным киберпреступникам иногда достаточно имени своей жертвы, чтобы выудить из неё сотни тысяч рублей. Каким-то магическим способом мошенники располагают к себе людей на другом конце провода, когда просто произносят их фамилию.

— Всё время один и тот же очень вежливый, очень такой представительный и главный сразу проверил мою фамилию по банкам — сказал, нигде долгов нет, всё выплачено, — вспоминает ещё одна потерпевшая Тамара Ровнейко.

Она перевела злоумышленникам больше миллиона рублей, которые были отложены на квартиру внучке. Неизвестные позвонили, сообщили об угрозе списания средств, и Тамара Ивановна сама перевела деньги на якобы «страховой счёт».

Фото: Jens Kalaene/ globallookpress.com
Фото: Jens Kalaene/ globallookpress.com
— Я понимала, что что-то не так, но всё выполняла, вот как под гипнозом каким-то, — отметила она.

Специалисты по кибербезопасности предупреждают, что в современном мире персональные данные являются валютой. Даже обычное, на первый взгляд, приложение на телефоне может собрать о пользователе личную информацию.

— Существуют специальные базы данных, в которых есть ФИО, различные паспортные данные, данные банковских карт, иногда даже транзакции, — рассказал специалист по информационной безопасности Андрей Дрофа.

Но чаще всего, говорят специалисты, свои персональные данные в открытом доступе оставляют сами владельцы банковских счетов. Иногда одного номера телефона и имени достаточно, чтобы узнать о человеке гораздо больше. Поэтому никогда не стоит забывать о так называемой цифровой гигиене и не давать преступникам никаких шансов.

1. Внимательно изучайте документы, которые собираетесь подписывать: вы всегда можете запретить организации обрабатывать ваши персональные данные.
2. Перезвоните в ваш банк, если вам начали поступать сообщения или звонки об угрозе средствам — возможно, вас пытаются обмануть.
3. Не делитесь информацией о себе в социальных сетях: мошенникам для кражи достаточно номера телефона и общих сведений о вашей жизни.

И будьте бдительны. Это ещё никому не мешало.


ТехнологииКражи
Новости партнеров