Пока фантастические сериалы за рубежом переживают эпоху расцвета (чего только стоят нашумевшие в последнее время «Игра престолов» и «Ведьмак»), в России так и не появилось проекта, новой серии которого с замиранием сердца ждали бы зрители по всему миру.
Всё-таки снять картину в жанре фэнтези, говорят кинокритики, дорогое удовольствие. Зачастую продюсер покупает права на произведение, загорается идеей, а потом осознаёт, что для её реализации потребуется несколько миллионов долларов. Тогда им овладевают сомнения: может, лучше снять комедию или драму с минимальными вложениями, заработать и не рисковать большими деньгами?
Авторов будущего фэнтези-сериала «Отблески Этерны», судя по всему, такие мысли не посещали: на «Ленфильме» во всю идут съёмки экранизации одноимённого цикла романов Веры Камши о вымышленном мире Кэртиана, магии, войнах, борьбе за престол и придворных интригах. Для этого в нескольких павильонах киностудии построили древний город Агарис, училища оруженосцев Лаик, а также палаццо Матильды и Альдо Ракан.
— Шило вылезло из мешка несколько раньше, чем я думала, и отступать некуда. Хотя боязно, если честно, — пишет Вера Камши на своей странице в Facebook.
Переживать и правда есть о чём. Роман Камши литературные критики окрестили «лучшим образчиком исторического фэнтези на всём постсоветском пространстве», а значит, сериал должен соответствовать. Впрочем, планы создателей картины — режиссёра Евгения Невского и продюсера Евгения Баранова — весьма амбициозны: вместить шестнадцать толстых томов, десятки героев первого плана и сотни важных для сюжета персонажей в пять полноценных сезонов, в каждом из которых запланированы масштабные батальные сцены. Сражения, говорят создатели картины, будут происходить как на суше, так и на море, что потребует массу реквизита, использования сложнейших спецэффектов и, конечно, немалых вложений.
Кстати, о бюджете сериала известно не много. Хотя проект и снимается в России, предназначен он для реализации на зарубежных стриминговых сервисах. Для презентации будущим партнёрам ещё в прошлом году авторы экранизации выпустили небольшой тизер, правда, удалось ли заинтересовать потенциальных инвесторов, неизвестно.
Несмотря на то, что первую серию «Отблесков Этерны» зрители увидят только летом 2021-го, сериал уже называют русским ответом «Игре престолов». Кинокритик Дмитрий Барченков после просмотра тизера заключил: картина до зарубежных аналогов всё же не дотягивает и пока напоминает типичную российскую историческую экранизацию с обилием спецэффектов.
Перенос на экран произведений в жанре фэнтези для отечественного кинематографа — явление не новое: Тимур Бекмамбетов, к примеру, в своё время экранизировал «Ночной дозор», Сергей Мокрицкий — «Черновик», а Олег Степченко — «Вия». И хотя в большинстве случаев, говорит Барченков, такие проекты оказывались провальными либо по коммерческим, либо по художественным показателям, у «Отблесков Этерны» есть все шансы избежать подобной участи.
Того же мнения придерживается и кинокритик Давид Шнейдеров, который, в отличии от своего коллеги, тизером остался более чем доволен.
— Спецэффекты вполне любопытные, актёры заслуживают внимания. Не хочу ничего сказать ни про режиссуру, ни про сценарий, потому что пока не понятно, но тизер мне смотреть было весьма интересно. Мне кажется, если он весь будет выдержан в таком духе, то получится очень даже зрелищный, — отметил Шнейдеров, добавив, что сейчас производство сериалов во всём мире пошло вперёд.
Да, качество многоэпизодных картин в последнее время сильно изменилось — пандемия породила мировой сериальный бум и новую эру стриминга, которые серьёзно потеснили традиционный кинематограф и не только в области зрительского внимания. По словам кинокритика Давида Шнейдерова, в производство сериалов пришли большие деньги: бюджет одного эпизода может достигать 10 млн долларов.
Но только не в России: таких денег нет даже у отечественного полного метра — что уж говорить о производителях сериалов, тем более фэнтезийных. Так что, сотрудничество с зарубежными стриминговыми сервисами для создателей «Отблесков Этерны» было бы кстати. Однако онлайн-платформы нужно ещё суметь заинтересовать, для этого, пояснил кинокритик, картина должна соответствовать некоторым требованиям. Первое и, пожалуй, главное — драматургия, которая заставляла бы зрителей смотреть серию за серией.
— Сериал смотрят за сюжет, съёмки, динамику. Как говорил Альфред Хичкок, в кино хорош любой жанр, кроме скучного. То есть, должен быть сюжет, драйв, интрига, чтобы люди ждали следующих серий, — говорит Шнейдеров.
Ещё одна важная составляющая — персонажи, а точнее, их игра. В случае с «Отблесками Этерны», на главные роли были отобраны малоизвестные молодые актёры, что для многих ценителей кинематографа стало основанием думать, что новые лица, скорее всего, не привлекут зрителей к просмотру сериала. Однако, по словам Дмитрия Барченкова, этот принцип обычно работает с полнометражными фильмами, в предназначенных для стриминга сериалах другая ситуация:
— Если вы замечали, у нас очень часто на постеры больших блокбастеров ставят главных действующих лиц, которых исполняют известные актёры, будь то Константин Хабенский, Владимир Машков или Данила Козловский. И на них реагирует аудитория. То же самое и с телевизионными фильмами и сериалами, — рассуждает кинокртик. — Но зритель, который пользуется стриминговыми платформами, заточен не на имя, а на контент. Он уже будет смотреть, что нового ему расскажут создатели, а не известное имя.
Так что, если герой сможет зацепить зрителя, ему будет не важно, в какой истории он окажется: в любовных перипетиях, придворных интригах или на войне — главное, чтобы персонаж не уступал сюжету.
Третий пункт — это универсальность: история, показанная в сериале, должна быть интересна не только российскому, но и зарубежному зрителю. В этом плане, говорит Давид Шнейдеров, отечественный кинематограф похож на болливуд, где из года в год снимается множество фильмов, однако популярностью они пользуются лишь у индийской аудитории.
— История в «Отблесках Этерны» должна быть настолько универсальной, чтобы её было интересно смотреть и российскому, и американскому, и французскому, и немецкому зрителю. В этом причина успеха американских сериалов. Если мы до этого дойдём, то мы прорвёмся, — отметил кинокритик.
А Дмитрий Барченков в свою очередь считает, что у каждой страны должен быть свой ведущий жанр, как, к примеру знаменитый скандинавский нуар или израильские шпионские триллеры. В России пока такого жанра нет, но кинокритик уверен, что удачные попытки конкуренции с зарубежными картинами у отечественного кинематографа уже есть:
— Недавно Netflix купил права на российский сериал «Эпидемия», а Кантемир Балагов станет режиссёром пилотного выпуска сериала HBO. Это всё показывает то, что граница между Россией и миром потихоньку стирается. Поэтому буквально через несколько лет наши сериалы, не только уникальные нишевые, будут популярны за рубежом. Осталось только прорвать некую иерархическую структуру молодым сценаристами и продемонстрировать, что они могут.