Уже около семи лет петербурженка Марина Бадьянова примеривает на себя самые разные и необычные образы: то перевоплощается в даму XVIII века, а то в жительницу Шотландии, только сошедшую с корабля, который начал плавание веков эдак пять назад. Ей прекрасно подходят образы самых разных греческих богинь, да и героинь из книг и фильмов, подходящих под её типаж, немало: от миссис Хадсон до профессора Макгонагалл из «Гарри Поттера».
Фотографии петербурженки уже давно ходят по интернету, хотя сама она специальных блогов не ведёт, а выкладывает их лишь на своей страничке «ВКонтакте». Тем не менее, «петербургскую бабушку-косплеера» знает практически весь мир. Хотя признаемся, называть Марину Бадьянову бабушкой язык поворачивается с трудом.
Эффектные наряды в стиле стимпанк и костюмы мифических персонажей Марина Бадьянова в подавляющем большинстве случаев создаёт сама. При этом сложно сказать, что у петербурженки под рукой неисчерпаемые ресурсы или волшебный бездонный кошелёк. Сейчас Марина находится на пенсии и именно она, пенсия, составляет основную часть её личного дохода. И доход этот невелик — всего 17 800 рублей, как призналась нам модель.
Впрочем, её собственной пенсии «хватает на неделю», отметила Марина Бадьянова — после этого наступает очередь зарплаты и пенсии мужа. По словам нашей собеседницы, с мужем ей очень повезло — он всегда готов исполнить желание супруги. Но и его доход крайне далёк от получки олигарха. Однако это для Марины никогда не было проблемой. Как и у любого косплеера, у неё есть свои маленькие хитрости и секреты, когда дело доходит до изготовления костюмов:
— Есть такое замечательное место в Санкт-Петербурге на Удельной — блошиный рынок, который я очень люблю. Там всегда можно купить реквизит. Можно купить что-то из одежды и переделать. Ткань. Например, шикарный отрез на три-четыре метра, правда, ещё советский, поеденный молью — 150 рублей!
Из этого «шикарного советского отреза» за 150 рублей Марина Бадьянова сшила себе не менее шикарную реконструкторскую юбку в пол. Украшения она часто берёт на распродажах. Одним словом, выкручивается, как может.
Случается и так, что костюм предоставляет организатор фотопроекта, но это обычно исключение из правил.
— В основном, сама что-то на коленке сочиняю, потому что это быстрее, проще и мне интереснее, на самом деле, — рассказывает модель.
Есть у Марины и свои лайфаки, касающиеся идеального образа для фото — ведь далеко не всегда красивая на первый взгляд вещь хорошо выглядит через призму объектива:
— На фотографии важно, чтобы одежда была из натуральных тканей. Они хорошо выглядят в кадре. Лён, шёлк, шерсть, хлопок — они выглядят хорошо. Парча. А вот вся эта дешёвая органза — её, конечно, сразу видно.
Иногда свои костюмы Марина Бадьянова надевает и в обычной жизни. Она в целом любит красивые и необычные наряды, любила их и до того, как у неё появилось это изящное хобби. Так, собственно, она к своему увлечению и пришла.
В мир сказочных фотопроектов и косплея Марина Бадьянова. по её словам, попала случайно.
— Девочки, мои дочери, решили однажды пойти на фотопроект, — вспоминает модель. — Сказали мне: «Мама, собери нас на славянский стиль, что у тебя есть?». А у меня много чего есть, я люблю славянский стиль! Вот вам юбки изо льна, вот рубашки, венки сейчас сделаем, оденемся… Всё, сходили, понравилось. Потом были ещё какие-то проекты, а потом ко мне в метро подошла девочка-фотограф. Она сказала: «Вы так интересно выглядите, мне так нравится ваш стиль, давайте я вас поснимаю?».
Как призналась петербурженка. поначалу она жутко испугалась. Но, как говорится, со временем втянулась. И теперь без своего увлечения жизни не представляет.
Но костюм — это только полдела. Кто же помогает Марине в её увлечении помимо торговцев с блошиного рынка и доброго мужа? Кто эти фотографы, визажисты, кто и сколько, а главное — кому платит?
— Визажист — моя старшая дочь, — отвечает наша собеседница. — Образ модель всегда готовит сама, организатор заявляет тему и локацию, и какие образы желательны. Всё, ты начинаешь сама шерстить.
Все проекты, в которых принимает участие петербурженка, исключительно не коммерческие. Фотографы и модели сотрудничают безвозмездно, подчёркивает Марина.
— Фотографы, которых сейчас очень много, приходят после колледжей и фотошкол, им нужно портфолио. — объясняет она. — Но наши фотографы ходят же семь лет, потому что им это нравится. Они все где-то работают.
Сама модель тоже денег не получает — для неё это не работа, а чистое удовольствие:
— Мне это нравится, это такой кайф, невероятный кайф. Когда ты входишь в кадр, это ощущение как на сцене — такой адреналин!
О том, чтобы зарабатывать на своём хобби, Марина Бадьянова не думает. По словам петербурженки, друзья и родные не раз советовали её завести свой блог, снимать видеоролики для Инстаграма, как-то монетизировать любимое дело, но она непреклонна:
— Во-первых, я не очень дружу с интернетом, в Инстаграм я из-за зрения не смогу что-то грузить и писать, мне уже неинтересно. Сейчас я развлекаюсь сама, а так я буду сидеть и думать: как мне развлечь своих подписчиков?..
Тем не менее, с людьми в интернете Марина периодически сталкивается. Свои фото она выкладывает на собственной странице «ВКонтакте», где её окружают, по признанию женщины, друзья, и места каким-то нападкам, как правило, нет. Конечно, бывают и негативные комментарии — но на них модель старается внимания не обращать. Да и в целом, ей ближе философский подход к этой проблеме:
— У каждого человека свои радости. Если у человека такая радость, не могу же я ему в этом отказать.
Значительно чаще Марина получает положительные, восторженные и восхищённые комментарии. Причём как от молодых, так и от своих ровесников:
— Мне пишут люди, которые говорят: «Это всё так здорово, вы продолжайте, никого не слушайте!» И я понимаю, что я где-то там прославилась, а они меня горячо защищают. Мне кажется, молодёжь за увлечение косплеем порой здорово теснят, а у них появился такой козырь: вот, в Петербурге есть такая дама.
Ровесники — точнее, как правило, ровесницы — пишут благодарные отзывы и признаются, что Марина своим творчеством изменила их жизнь:
— Они говорят: «Вы знаете, благодаря вам я поняла, что в этом возрасте можно продолжать жить, можно чем-то увлекаться. Вы вдохновляете и воодушевляете». И мне это очень дорого!
Кто-то может подумать, что петербурженке на пенсии просто нечем заняться — но это совсем не так. Помимо двух дочерей у Марины Бадьяновой есть сейчас сразу пять внучек! И, как любимая бабушка, она постоянно с ними возится. А когда те были совсем крошечными, приходилось посвящать им всё своё время. Ради воспитания внучек петербурженка в своё время даже ушла с работы.
Теперь же девочки подросли и с удовольствием принимают участие в сказочных проектах бабушки. Никакого стеснения за столь необычную бабушку они не испытывают — как отметила Марина Бадьянова, и дочери, и внучки у неё очень творческие.
Кем же была наша героиня до того, как вышла на пенсию и увлеклась косплеем? В голову приходят самые разные профессии, связанные с искусством: от художницы до учителя музыки. Однако дела обстоят совсем иначе.
— У меня была обычная скучная работа, — признаётся Марина. — Я всю жизнь проработала в «Метрострое», сначала машинистом компрессора, потом на копировальных аппаратах. Надо было работать, зарабатывать.
Только в последние годы «появилось немножечко времени для себя» — и петербурженка смогла, наконец, расправить крылья и окунуться с головой в сказочный творческий мир. И это — одно из самых ярких подтверждений того факта, что после 50 жизнь только начинается. А реализовывать свои мечты и заниматься творчеством не поздно никогда!