Культура
05:1122 января 2021

Редкие фотографии Цоя, Науменко и Гребенщикова показали на выставке в Строгановском дворце

Основа экспозиции — 184 фотографии, на которых запечатлены легенды советского рока. Некоторые сюжеты повседневной жизни музыкального андеграунда 80-х до сих пор не выставлялись.
Фото: пресс-служба Русского музея

В Строгановском дворце Русского музея открылась выставка, посвящённая Ленинградскому Рок-клубу. В этом году легендарной организации исполняется 40 лет. На экспозиции можно увидеть редкие кадры с концертов и закулисной жизни Майка Науменко, Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова и других музыкантов. Некоторые из них показаны впервые.

Здесь можно увидеть, например, и цифровую копию самиздатовского журнала «Рокси». Тираж — всего пять экземпляров. Так мало, потому что все они делались вручную.

— Ну, например, один — два номера отсылались, перевозились в какие-то разные регионы и давались там почитать человеку с тем условием, что он это тоже всё перепечатает. Но это были уже просто перепечатки без такого иллюстративного материала, конечно. То есть таким образом шло распространение рок-культуры в Советском Союзе, — пояснила заведующий сектором современной фотографии Русского музея Светлана Зинченко.

Основа экспозиции — 184 фотографии, на которых запечатлены легенды советского рока: группы «Зоопарк», «Аквариум», «Кино» на различных концертных площадках и за их кулисами. Некоторые сюжеты повседневной жизни музыкального андеграунда 80-х до сих пор не выставлялись.

Наряду с фотографиями, которые впервые представлены широкой публике, в экспозицию включены уникальные документальные кадры, не вошедшие в фильм «Рок» Алексея Учителя. В этом же зале выставлен ещё один раритет — концертная гитара Бориса Гребенщикова.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Один из первых концертов Бориса Гребенщиков состоялся в маленьком зале для сотрудников Русского музея. Сегодня целый зал Строгановского дворца отдан фотографиям с лидером группы «Аквариум», а музейные работники называют эти снимки не иначе как визуальное наследие отечественной рок-культуры.

— Это часть культуры, в которой ещё зафиксировано очень точно время. Время перемен, время, когда снимали маски официоза. И всё это было для поколения 80-х, может быть, начала 90-х — всё это было ново. И вот это новое запечатлено в фотографиях, которые мы сегодня показываем, — отметила заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

Новое на старых фотографиях видят не только обыватели. Но и те, кто стоял у истоков Ленинградского Рок-клуба. Например, журналист Андрей Бурлака снова окунулся в атмосферу творческих открытий, которая царила 40 лет назад. И это вдохновило его продолжить работу над новой книгой.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Надеюсь, что в этом году всё-таки я закончу давно отложенную, но для меня такую, в общем, обязательную работу: это такая будет правдивая история Ленинградского Рок-клуба. Там действительно будет о каждом концерте, как в журнале «Рио», о каждом концерте будет хотя бы пара слов, но рассказано. И о тех, может быть, музыкантах, которые рок-клуб создавали, но в нём не прижились, просто потому что оказалось, что для профессиональных музыкантов это уже было не так важно, — заявил журналист Андрей Бурлака.

Историю создания Ленинградского Рок-клуба посетители смогут изучить также в формате документального кино. Для этого нужно предварительно записаться на показ — сеансы проведут в определённые часы с ограниченным количеством зрителей. Вся экспозиция будет доступна в рабочие дни музея до 10 мая.

МузыкаМузеи
Новости партнеров