Три года ждать: есть ли шанс вернуть деньги за авиабилеты на отменённые рейсы?

Постановление правительства РФ № 991, дающее право авиакомпаниям выплачивать деньги за билеты пассажирам на несостоявшиеся из-за карантина рейсы по истечении трёх лет, появилось 6 июля этого года. Документ стал скандальным для участников туристической отрасли и населения. Дело в том, что в постановлении задним числом оговаривались условия компенсаций на билеты, приобретённые до 1 мая 2020-го. Между тем, многие россияне успели спланировать свои путешествия ещё в самом начале года, когда о коронавирусе и предстоящих ограничениях никто толком ничего не знал. Один из таких покупателей авиабилетов, пассажир авиакомпании «Сибирь», решил оспорить скандальное постановление в Верховном суде. Однако к его доводам о приобретении услуги по перевозке ещё до введения ограничений судьи остались равнодушны и встали на сторону авиаперевозчиков.
78.ru узнал мнение экспертов и участников рынка, стоит ли петербуржцам окончательно попрощаться с возможностью получить теперь деньги на руки, не ожидая трёх лет, и есть ли здесь хоть какие-то лазейки у различных авиакомпаний.

И на Верховный суд найдётся управа?
Как рассказал 78.ru ведущий юрист Северо-западного Клуба защиты прав туристов Михаил Житнухин, решение Верховного суда вовсе не означает, что вопрос полностью снят с повестки дня и выплат раньше трёх лет больше не будет.
— Это определение может быть оспорено в Конституционном суде и признано не соответствующим Конституции РФ. Это проблема распространяется не только на авиабилеты, но и путёвки, приобретённые в рамках турпродукта, — уверен юрист.
Здесь стоит пояснить, что 20 июля этого года правительством РФ было принято ещё одно постановление, касающееся уже не авиаперевозчиков, а туроператоров. Согласно этому документы они обязываются предоставить покупателям в срок до 31 декабря 2021 года аналогичный продукт, либо вернуть деньги. При этом договоры с туроператорами должны быть заключены до 31 марта 2020 года включительно.
По словам Михаила Житнухина, в федеральном законодательстве чётко оговаривается: документы с обратной силой действия не могут распространяться на отношения юридических и физических лиц, так как ущемляет интересы вторых.

— Если мы говорим об авиабилетах, купленных до вступления в силу постановления по авиаперевозчикам, очевидно, что такие документы преследуют интересы авиакомпаний и ставят их выше, чем интересы покупателей. Сейчас по турпродуктам мы ищем всех, кто уже прошёл все судебные инстанции, чтобы обобщить дела и обратиться в Конституционный суд, — сообщил юрист.
Михаил Житнухин обращает внимание на ещё один важный нюанс. Он связан с людьми, разорвавшими отношения с авиакомпаниями и потребовавшими вернуть деньги до вступления в силу постановления по перевозчикам. Авторы документа этот вопрос обходят стороной, но, очевидно, что средства должны быть возвращены.
— Также есть прецеденты, когда областные суды по северо-западу вставали на сторону тех, кто разрывал договоры на тупродукты до вступления в силу постановлений по туристическим операторам. Не исключено, что и при рассмотрении дел с авиаперевозчиками будет взят курс на аналогичную позицию, — считает юрист.

По мнению Михаила Житнухина, пока что подавляющее количество авиакомпаний возвращать деньги никому не собирается. Более того, не вели они такую работу и до появления постановлений, как будто ожидая появления таких документов.
Компромиссное решение
Главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров уверен, Верховный суд позицию государства в вопросе выплат пассажирам, наоборот, окончательно подтвердил.
— Дело в том, что есть решение Правительства РФ в лице постановления. Теперь судьи повторили: пути назад не будет. Также надо понимать, что человек не лишается разом всего вместе: и перевозки, и средств. Тем же ваучером приобретатель билета может воспользоваться в любой момент и всё-таки хоть как-то спасти потраченные деньги, — подчёркивает эксперт.
Роман Гусаров констатирует: действительно сейчас получается, что населению приходится спонсировать авиакомпании, что не очень-то справедливо.

— Однако было только два варианта выхода из ситуации: либо всем пойти на компромисс и жертвы, либо потребовать деньги здесь и сейчас, что обернулось бы банкротствами авиаперевозчиков, массовыми увольнениями и т. д. При этом вернуть все деньги в одночасье всё равно бы не вышло: компании уже успели потратить средства на оборудование, зарплаты, авиационный сбор и т. д., — поясняет эксперт логику чиновников и судий.
По мнению Романа Гусарова, справедливо от перевозчиков требовать деньги в течение ближайшего года было бы только в том случае, если бы полёты возобновились в массовом порядке через два —три месяца после закрытий, но этого до сих пор не произошло. Трафик продолжает оставаться крайне низким.
Ответственные иностранцы
По словам генерального директора ООО «Больше солнца» Дарьи Евтеевой, утверждение о том, что абсолютно все авиаперевозчики не хотят и не собираются возвращать средства, не в полной мере соответствуют действительности.

Так, иностранные авиакомпании деньги в основном возвращают. Например, никаких проблем у петербургских туристов не возникло с компанией «Эмирейтс» («Арабские Эмираты»). Средства там перечисляли на депозит туроператора в рамках туристического пакета. После чего покупатели выбирали новые направления.
— Полных отказов было очень мало, в основном, все просто переносили туры по времени и странам. Деньги на руки решали для себя получить лишь те, кто из-за пандемии оказались безработными, — констатировала Дарья Евтеева.
Отечественные компании, по её словам, пока что ориентированы на систему сертификатов.
Как подтвердила менеджер по авиапрограммам компании «Бон Тур» Ольга Классен, всё действительно зависит от конкретного перевозчика. Так, «Аэрофлот» деньги не возвращает, но предоставляет именной ваучер с указанием фамилии пассажира сроком на три года. То есть, таким сертификатом может воспользоваться только изначальный покупатель.
S7 Airlines выдает обычный ваучер без указания фамилии, это позволяет туроператору отправить по таким документам других путешественников по новым направлениям.

«Катарские авиалинии» изначально также предоставляют сертификат, но путешественник вправе самостоятельно на сайте компании оставить заявку на возврат средств. После чего авиаперевозчик связывается с туроператором, подтверждает данные и производит выплаты. На весь процесс уходит 1—1,5 месяца.
«Узбекские авиалинии» выписывают ваучер на суммы на 3—5% больше, чем изначально стоил билет. Документ действует год. После чего, если покупатель не воспользовался сертификатом, то путешественник по истечении этого года вправе претендовать на денежные компенсации.
— Получить выплату не так уж нереально, как многие считают. У нас была ситуация с пассажиром возрастной категории 65+. Он должен был воспользоваться услугами перевозчика сначала весной, потом всё перенесли на осень. Однако и эту поездку пришлось отменить. В итоге, выплата всё же была успешна осуществлена, — привела пример Ольга Классен.

Льготникам на карандаш
Как рассказали 78.ru в пресс-службе авиакомпании «Уральские авиалинии», сейчас пассажирам выдаются сертификаты в соответствии с постановлением для перевозчиков. Однако там обратили внимание на льготные категории населения: многодетные, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны. Такие путешественники имеют право получить выплаты до истечения трёх лет с даты отправления рейса, указанного в авиабилете.
Пресс-секретарь группы компаний S7 Надежда Хаитова прокомментировала кратко: для всех авиабилетов, которые не попадают под действие постановления, возврат осуществляется по правилам тарифа.
Генеральный директор турфирмы «Пегас Туристик» Анна Подгорная подчеркнула, что их компания работает по постановлению для туроператоров, а не перевозчиков. Однако она напомнила, что, согласно этому документу, исключения делаются для двух категорий путешественников: лиц старше 65 лет и тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Им претендовать на выплату можно в течение 90 календарных дней с даты предъявления требования вернуть средства, но не позднее 31 декабря 2021 года. В документе также оговаривается понятие «трудной жизненной ситуации» — это наличие у покупателя тура инвалидности, временная нетрудоспобность сроком более двух месяцев подряд, постановка на учёт на биржу труда.




