В Петербурге может сократиться число бесплатных парковочных мест. Постановление о передачи полномочий региону подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Теперь определять минимально допустимое число машино-мест рядом с жилыми домами, общественными местами, лесопарками, зонами отдыха сможет администрация города. Раньше этим занимались на федеральном уровне, но такой подход не всегда учитывал особенности конкретных территорий.
Борьба за парковку в одном из дворов Петербурга, к счастью, обошлась без жертв, хотя разъяренный владелец кроссовера едва не сбил мужчину, который пытался его успокоить. Хозяин иномарки был пьян и ему не понравилось, что соседи оставили свою машину на «его месте».
Таких примеров в Интернете десятки. Парковочное место в петербургских дворах, под час, на вес золота. Дефицит машино-мест остро ощущается и в центре, и в новостройках.
— Парковаться некуда, машин наставили везде. Не проехать, не разъехаться. Людям ходить негде, приходится выходить на проезжую часть, очень плохо, — жалуется на ситуацию таксист.
Тем не менее, количество бесплатных парковок в стране может ещё сократиться. Новое постановление за подписью премьер-министра Михаила Мишустина было опубликован на сайте правительства. Согласно документу в региональных нормативах градостроительного проектирования вводятся расчётные показатели, два из которых чрезвычайно важны для автовладельцев.
В частности, подлежат установлению следующие расчётные показатели: минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковушек на автостоянках, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых зон. Минимально допустимое количество машино-мест для парковки автомобилей на стоянках, размещаемых у границ лесопарков, зон отдыха и курортных зон.
До сих пор нормы парковочных мест в жилых кварталах рассчитывались исходя из уровня автомобилизации населения, а это 350 машин на 1000 человек.
— Если мы построим жилой квартал, то пересчитаем всю его площадь, разделим на 18 метров (санитарную норму) и на количество жильцов. От этого количества 35% составят парковочные места внизу. У нас давно уже застройщик не обустраивает необходимого количества мест, но показывает покупателю, что вот там через дорогу есть платный паркинг, — объясняет ситуацию автоэксперт Дмитрий Попов.
Строители приводят другую методику расчёта нормы машино-мест в новых кварталах.
— На 80 кв. м жилплощади в строящемся доме должно быть предусмотрено одно машино-место, будь то встроенный или пристроенный паркинг, — пояснил вице-президент Объединения строителей Петербурга Алексей Белоусов.
Калькуляция, которая понятна экспертам, для горожан головоломка. И новое постановление правительства ещё больше путает рядовых автовладельцев. Петербуржцы опасаются, что документ «развяжет руки» местным властям.
— Соберутся депутаты и скажут, а давайте сделаем не 350, а 100, 150, 200. Таким образом у застройщиков появится возможность узаконить тот бардак во дворах, который мы видим сейчас. Тогда строительство платных паркингов станет абсолютно обоснованным, и уже никто не скажет, что мне обещали бесплатное место, а вы мне впихиваете платное, — опасается автоэксперт.
Платные парковки в Петербурге не пользуются популярностью. Машино-места распродаются лишь на 60-70%. Порой из-за нерентабельности первые этажи надземных паркингов сдают в аренду торговым точкам. Нередко пустуют и подземные автостоянки.
— Не все люди могут себе позволить. Мы понимаем, что если человек на последнее купил студию, у него просто не хватает денег, чтобы обеспечить себя парковочным местом. Вот мы и получаем эти ужасные картины парковок во дворах. На земле машино-место стоит порядка 500 тыс., тогда как под землёй в два раза дороже. Это в любом случае выгоднее, и я думаю, что перспективы за ними, — выразил мнение гендиректор компании по недвижимости Антон Баранов.
На сегодняшний день в городе существует 17 городских автостоянок и 15 перехватывающих парковок, которые находятся у станций метро. Пользование перехватывающей парковкой для пассажиров бесплатно. Для того, чтобы сократить личные расходы, разгрузить улицы и улучшить экологию, чиновники советуют автовладельцам пересаживаться на общественный транспорт.
— Количество мест на перехватывающих парковках — 1700. Это пробка из автомобилей длинной в 10 км, то есть если она окажется на улице, то 10 км наших улиц будет забитой, — заявил исполняющий обязанности директора СПБ ГКУ «Городской центр управления парковками Петербурга» Дмитрий Ваньчков.
Приехать в центр города на своём авто и бесплатно припарковаться скоро будет невозможно в принципе. Уже сейчас есть 3000 платных парковочных мест, еще 14 тыс. добавят через год — полтора.
— Скоро мы придём к ситуации, как в Москве или в Лондоне, где уже много лет въезд в центр города очень невыгоден и финансово обременителен. Видимо, спрос на авто будет падать, — предположил автоюрист Сергей Краузе.
Упадёт ли спрос на легковые машины — покажет время. Однако уже сейчас понятно, что быть автолюбителем в Петербурге удовольствие не из дешёвых. Эксперты подсчитали, что содержание и обслуживание авто на сегодняшний момент составляет минимум 60 тыс. рублей в год. В эту сумму входят налоги, техническое обслуживание, страховка. Если сюда включить ещё и аренду паркинга, то автомобиль вновь станет роскошью, а не средством передвижения.
Найти бесплатную парковку в Петербурге сложно, но можно. По данным картографических компаний в городе насчитывается около 7000 бесплатных парковок. Как правило, они располагаются у торговых центров, социальных объектов и во дворах. Конечно, их расположение не всегда удобно и близко в дому, но штрафстоянка находится ещё дальше.