Создание современных катализаторов для глубокой переработки нефти по собственным технологиям — такую задачу ставят перед собой российские нефтяники и учёные. К процессу развития новой отрасли присоединятся специалисты Технологического института. Соответствующий меморандум подписали на полях «PRO Катализ Форума» в Петербурге.
Изготовить современный экологичный бензин стандарта «Евро-5» невозможно без глубокой очистки нефти от серных отложений. Для этого используются катализаторы — специальные вещества, производство которых в России пока не налажено.
— Катализатор позволяет осуществлять процессы, которые сами протекать не могут. То есть они изменяют маршрут протекания. Если допустим молекула А и молекула Б принципиально не могут прореагировать между собой, мы им организуем промежуточные ступеньки так, чтобы они всё-таки нашли друг друга и образовали продукт. Вот в этом задача катализатора, — пояснил заведующий кафедрой общей химической технологии и катализа Санкт-Петербургского Технологического института Аркадий Постнов.
Разработка новых технологий для производства катализаторов — наукоёмкий и сложный процесс. Для быстрого и качественного развития этого направления требуются производственные мощности, ресурсы нефтеперерабатывающих заводов и научная база. Подписание меморандума между Технологическим университетом и «Газпром нефтью» стало важным этапом становления новой отрасли в России.
— Этот меморандум позволит объединить усилия относительно научных разработок, и, самое главное, не просто научных разработок, а промышленной реализации этих научных разработок, поскольку от идеи до реализации достаточно большой путь, — подчеркнул Постнов.
Производственная база также активно создаётся. В Омске идёт строительство современного комплекса по выпуску катализаторов. Его объёмов мощности хватит, чтобы удовлетворить потребности всех российских нефтеперерабатывающих заводов.
— За последние 20-30 лет производства подобного уровня в России не строились. Мощности нового производства катализаторов «Газпром нефти» составляют 21 тысячу тонн в год. Из них мы будем производить 15 тысяч катализаторов каткрекинга в год, 4 тысячи катализаторов гидроочистки и 2 тысячи катализаторов гидрокрекинга ежегодно, — пояснил генеральный директор «Газпромнефть-каталитические системы» Александр Чембулаев.
По мнению экспертов, новое производство сможет вывести Россию и на международный рынок.
— Рынок катализаторов является высококонкурентным. Достаточно мало компаний глобальных работают на данном рынке. Основными источниками спроса будут Азиатско-тихоокеанский регион, Ближний восток. При этом Россия является хоть и сравнительно молодым и не таким большим по масштабам рынком, но безусловно очень привлекательным как для российских производителей катализаторов, так и для китайских, — отметила директор по консалтингу Euro Petroleum Consultants Екатерина Калиненко.
Проекту по производству катализаторов присвоен статус национального. Он сможет уменьшить импорт необходимого для очистки нефти вещества. Сейчас доля ввозимого из-за рубежа химического компонента составляет почти 100%.
После запуска собственного производства импорт катализаторов для ключевых процессов производства топлива уйдёт в прошлое. И как заверяют специалисты нефтеперерабатывающих комплексов, по качеству отечественный продукт не уступает западным аналогам и будет пользоваться спросом не только в России, но и за рубежом.