Культура
17:0711 декабря 2020

От карет до Lamborghini: итальянский дизайнер Нуччо Бертоне и его фантастические машины

В Петербурге 11 декабря открылась выставка Concept Cars: La Grande Bellezza. В одном из залов музея «Эрарта» можно увидеть необычные концепт-кары итальянского дизайн-ателье Bertone с прозрачными салонами и открывающимися вверх дверьми.
Фото: 78.ru

Полёт мысли класса «люкс»

Итальянская компания Bertone создавала футуристические модели автомобилей, намного опережавшие своё время, задолго до рождения Илона Маска. И уж совершенно точно произведения итальянского гения автомобильного дизайна Джузеппе «Нуччо» Бертоне были эффектней и функциональней получившего специфическую славу «Кибертрака».

Lamborghini Diablo, знаменитый роскошный суперкар девяностых, обязан своим внешним видом именно компании Bertone. Впрочем, это далеко не единственная модель Lamborghini, чей дизайн был разработан этой компанией. Известный итальянский дизайнер Марчелло Гандини, создавший Lamborghini Diablo, не просто сотрудничал с фирмой Нуччо Бертоне – именно там он сделал свои первые шаги как дизайнер авто.

И позже, работая в ателье Bertone, Гандини долгое придумывал практически все концепты для Lamborghini. При этом, уже в 1966 году ателье представило на Женевском автосалоне Lamborghini Miura – первый серийный суперкар для обычных дорог.

Но Lamborghini – не единственная всемирно известная компания, обязанная итальянцу Нуччо Бертоне и его талантливым подопечным внешним видом своих машин. Maserati, Alfa Romeo, Ferrari, Aston Martin, BMW, Jaguar – все эти бренды прибегали к помощи семьи Бертоне и блестящих дизайнеров, работавших в ателье.

Были в «послужном списке» итальянской фирмы и машины попроще: Opel, Scoda, Volvo. А в 2009 году ателье Stile Bertone работало над обновлением внешнего вида российской Chevrolet Niva. Но жемчужинами сокровищниц формы являются концепт-кары, созданные Нуччо Бертоне и плеядой его дизайнеров, в том числе под собственным брендом Bertone (на шасси автомобилей всё тех же известных брендов). Эти машины создавались не для серийного производства – это был, скорее, полёт мысли дизайнера, пытающегося предугадать потребности будущего.

Несколько таких футуристичных жемчужин разных лет приехали в Петербург из Италии на выставку Concept Cars: La Grande Bellezza в музей «Эрарта».

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Из каретников – в дизайнеры автомобилей

Маленькое автомобильное ателье Carrozzeria Bertone итальянец Джованни Бертоне основал больше века назад, в 1912 году. Его сын Нуччо Бертоне взялся за отцовский бизнес сразу после окончания Второй мировой войны, в возрасте 19 лет. Подробнее об этом рассказал журналистам искусствовед, представитель итальянского союза дизайнеров ADI и партнёр музея «Эрарта» по организации выставки Энцо Форнаро:

– В то время, когда работал Джованни Бертоне, автомобиль только зародился. И фабрики, которые производили автомобили, изготавливали только шасси. Всё то, что относилось к изготовлению кузова, форме кузова, было предоставлено ремесленникам, которые работали вне заводов и фабрик. Таким образом, те ремесленники, которые до этого занимались изготовлением карет, переформатировались и стали заниматься изготовлением кузовов автомобилей. Например, Джованни Бертоне до этого занимался тем, что изготавливал деревянные колеса для карет.

Именно каретами и гужевыми повозками и занималась фирма Bertone первые годы своего существования. Точнее, фирмой это назвать было сложно – вместе с основателем компании работало ещё лишь несколько человек. Позже, когда появилась потребность в изготовлении кузовов для автомобилей, первые из них делались вручную, практически без предварительного моделирования. А необходимую форму будущему корпусу и вовсе придавали с помощью молотка, положив лист металла на кожаный мешок с песком.

1921: Fiat 15 TER/ Фото: Pil56/wikipedia.org
1921: Fiat 15 TER/ Фото: Pil56/wikipedia.org

Само название Carrozzeria Bertone отсылает нас к производству карет: мастера-каретники в начале XX века назывались с Италии «карроциери». Когда Нуччо Бертоне сменил своего отца на посту главы маленького семейного бизнеса, стало понятно: будущее за автомобилями. Всё, что мог, он вложил в новое оборудование. Уже в 1921 году компания выпустила первый автомобильный кузов, который успешно производился до 1925 г.

Предугадывая будущее

Во многом взлёт кузовного ателье Бертоне связан с тем, что после окончания Второй мировой войны многочисленные фирмы, выполнявшие заказы для фронта, вынуждены были переходить в «мирное русло». И многие из них занялись именно изготовлением автомобилей. Но если в первой четверти XX века в Турине, где и располагалось ателье Бертоне, было уже 40 автомобильных компаний, то кузовных мастерских насчитывалось всего 6.

– Начинается знаменитый итальянский Великий экономический бум, и Нуччо Бертоне это видит. Он понимает, что надо смотреть в будущее, проектировать то, что будет востребовано в будущем, – отметил Энцо Форнаро. – И действительно, заслуга Нуччо Бертоне заключается в том, что он постоянно работал на будущее, продумывал не только то, что востребовано сейчас автомобильными домами, но и тот стиль, который может быть востребован в будущем.

Другой его заслугой, подчеркнул гость из Италии, является тот факт, что дизайнер всегда находился в поиске новых форм, постоянно пытался создать нечто необычное – и часто предугадывал, а то и вовсе сам создавал будущее в рамках автомобильного дизайна. Но для таких «наполеоновских» планов необходимо было множество талантливых дизайнеров – и это подвигло Нуччо создать свою школу дизайна.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

В этой школе учились многие всемирно известные автомобильные дизайнеры. К примеру, дизайнер Джулиано Марья Бьязио попал в компанию Бертоне, впечатлив одного из сотрудников своими эскизами во время школьной экскурсии по ателье. Его тут же пригласили в компанию – правда, первые два года предстояло учиться, но позже он занял место полноправного дизайнера уже в 19 лет.

– Из этой школы выросли многие знаменитые дизайнеры, которые работали в последующие годы: Джорджетто Джуджаро, Марчелло Гандини, Марк Дешан – бельгиец, который приехал сначала учиться, потом работать к Бертоне, дизайнер Майкл Робинсон, американец, один из последних в этой плеяде, который работает и сейчас – он также приехал в Италию учиться и остался там работать, – рассказал Энцо Форнаро.

Необычные экспонаты петербургской выставки

– Мы привезли, можно сказать, драгоценности семьи, – заявил во время беседы с журналистами в музее «Эрарта» гость из Италии. – Автомобили в этой коллекции – это прототипы, они не пошли в серийное производство. То есть, по сути, это идеи, которые фирма Бертоне разрабатывала и представляла (автомобильным компаниям). Это могли быть машины совершенно разного типа, например, спортивный суперкар, либо Porsche для четырех человек, или Cadillac Villa. Таким образом дизайнеры выражали свои идеи и предлагали фирмам такой вид машин, который мог быть востребован в последующие годы, в будущем. Это идеи для будущего.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Интересно, что многие «идеи для будущего» и вправду нашли воплощение в массовом производстве через много лет после создания прототипа. Например, роскошный красный седан Porsche Karisma на основе модели Porsche 911 был разработан ещё в 1994 году – и нельзя отрицать, что подобный дизайн сегодня имеет множество современных машин. Если не считать футуристически открывающихся вверх дверей.

Другой экспонат выставки – Chevrolet Corvette Ramarro, зелёный автомобиль, впервые увидевший свет на автосалоне 1984 года в Лос-Анджелесе. «Ramarro» обозначает на итальянском один из видов ящериц, внешностью которых и вдохновлялись дизайнеры Бертоне, создавая эту машину.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
– Это абсолютно новаторская для того времени машина, – отметил Энцо Форнаро. – И новаторство здесь даже больше связано с салоном, чем с внешней частью. В этом автомобиле использованы новые материалы и цвета. Особенностью Бертоне также было то, что он вёл постоянный поиск материалов для салона, поскольку чаще всего использовалась пластмасса и прочие подобные материалы. Конечно, он тоже их использовал, но постоянно искал и какие-то новые, на его взгляд, более интересные материалы, более интересные хроматические решения.

С ящерицей этот автомобиль связывает не только зелёный цвет кузова и приземистые обтекаемые формы, но и коричневый кожаный салон, также напоминающий кожу этого животного.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

На выставке можно увидеть и ярко-жёлтый авангардный Lotus Emotion, который так похож на спортивные авто, но, на самом деле, подходит как для больших скоростей, так и для обычных. Есть и не только машины – в одном из уголков притулился зелёный мопед Bertone Innocenti Lambretta Lui 50, созданный тем же Марчелло Гандини, что разработал все самые известные модели Lamborghini. Интересно, что это средство передвижения было создано в 1970-х годах для итальянских подростков.

– Это был 1978 год, в Италии нужно было дать какое-то средство передвижения и молодым людям, поскольку подростки 14-15 лет не имели права получать права, но им тоже надо было как-то передвигаться. И вот, компания решила выпустить такой скутер, – рассказал Энцо Форнаро.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

В «Эрарте» представлены и гоночные костюмы, и шлемы для гонщиков – сам Нуччо Бертоне когда-то увлекался автогонками и с удовольствием тестировал собственные автомобили на состязаниях. Есть здесь и чертежи концепт-каров, и полная история становления автомобильной промышленности на примере компании Bertone – в иллюстрациях.

Культура МузеиВыставкиАвтомобилиИстория
Новости партнеров