Коронакризис изменил привычный уклад в бьюти-сфере — оборот салонов сократился практически в половину. Остаться на плаву некоторым в период тотального локдауна помогли финансовые вливания из других коммерческих проектов.
— Салонный бизнес сейчас требует для поддержания штанов, так скажем, реальных вложений. Вижу на примере моих коллег, других салонов красоты, у которых нет возможности докладывать, у них вариант один, либо закрываться, либо залезать в долги, — рассказал совладелец одного из салонов красоты Дмитрий Лавров.
Первую волну ограничений тяжело перенесли не только предприниматели, но и мастера, которые с закрытием салонов остались без работы.
— Нигде не работали, ждали, когда закончится вся эта паника, эта непонятная ситуация с коронавирусом. Поэтому ждали, сидели дома, ждали, когда разрешат работать, скучали по своим клиентам, — поделилась парикмахер-колорист Кристина Савицкая.
Сохранить коллектив удалось не всем. Резкое падение выручки и неизменная плата за арендуемое помещение привели к сокращению штата. Усугубило ситуацию и невозможность в большинстве случаев воспользоваться мерами господдержки: по условиям, чтобы получить льготный кредит на выплату зарплаты, необходимо было сохранить 90% персонала. Переступив порог салона, большинство мастеров обратно уже не вернулись. Забрав с собой клиентов, перешли в статус самозанятых.
— Полностью команду собирали вновь. Были потеряны клиенты, потому что кто-то ушёл обслуживаться на квартиру, безусловно. К сожалению, не все вернулись. Это были весомые потери для нас. Относительно прошлого года наши выручки упали до 20%. Для бьюти-бизнеса это очень серьёзные потери, — переживает директор студии красоты Галина Полякова.
Начинать бизнес многим пришлось практически с нуля. Клиенты, которые остались верны салону, возобновлению работы очень обрадовались.
— Что-то пыталась делать сначала своими силами, но, к сожалению, прибегать к помощи мастеров гораздо лучшая идея в моём случае. Привыкала к своей природной красоте. Старалась. Конечно, когда открылись салоны, заработали мастера, сразу отправилась к ним, чтобы быть ещё красивее, чем есть от природы, — отметила посетительница студии красоты Людмила Пушкарева.
Работать приходится в новых условиях с соблюдением всех требований Роспотребнадзора. Из-за ограничительных мер рынок красоты в Петербурге покинуло более 70% моностудий, которые находились в торговых центрах.
— 22% процента игроков рынка мы потеряли на 1 августа. Осенью мы потеряли порядка 10-15% рынка, но основное закрытие ожидается в январе—феврале. Отмена ЕНВД этому послужит, — говорит член ассоциации предпринимателей индустрии красоты Ляля Садыкова.
Пандемия отразилась не только на индустрии, но и на покупательской способности. По сравнению с прошлым годом количество записей заметно сократилось. Рассчитывать на высокую прибыль в декабре также не приходится из-за отмены новогодних корпоративов.
— Мы ожидаем, что уже далеко не все смогут вот эту вторую волну пройти так же успешно, как первую. У предпринимателей нет такого запаса устойчивости, который был ещё весной этого года. И можно ожидать, к сожалению, до 20% закрытий данного бизнеса к началу следующего года, — подсчитал гендиректор аналитического агентства Иван Федяков.
Красота требует не только жертв, но и дополнительных мер поддержки. По мнению специалистов, для восстановления отрасли потребуется не меньше года.