Культура
17:347 декабря 2020

Фильм «Серебряные коньки»: европейская сказка в альтернативном Петербурге

Закрытый премьерный показ отечественной кинокартины «Серебряные коньки» состоялся в Петербурге в Александринском театре 3 декабря. О сложностях съёмок, идее картины и подготовке к трюкам рассказали режиссёр и исполнители главных ролей.

Ингредиенты для морозной истории

Сказку «Серебряные коньки» о бедных голландских подростках мы знаем с детства. Но какими красками эта история могла бы заиграть, если б её действие происходило не в Нидерландах, а в Петербурге? А если ещё в центре повествования будут не брат с сестрой, а юноша и девушка из совершенно разных миров – таких, что им по определению никогда не быть вместе… Наверное, это будет история со стопроцентным успехом. Романтическая, разумеется.

Матвей – бедный, но очень милый сын фонарщика. Он занимается доставкой пирогов из универмага на Красном мосту и копит на лечение отцу, больному туберкулёзом. Алиса – «современная девушка», которая мечтает ко карьере химика и всей душой стремится учиться. Но вот беда – она родилась в семье крупного сановника, приближённого к императору, и вместо книжек получает в подарок ювелирку. А мачеха с отцом планируют выдать её замуж за типичного «принца Чарминга» на русский лад.

Совершенно невозможная любовная история разворачивается на фоне ещё более удивительных декораций – зимнего Петербурга с замёрзшими водоёмами, по которым на коньках рассекает банда местной идейной шпаны. На экране мелькают то ювелирно вытащенные из кармана прохожего часы, то препарированная девичьей рукой лягушка, то тёмный силуэт затонувшего корабля, на котором роскошный штаб – мечту всех мальчишек – устроила юная шайка.

Главные роли в картине исполнили актёр петербургского ТЮЗа Фёдор Фёдоров и его однокурсница по Институту сценических искусств Софья Присс. Для молодых людей фильм стал дебютом в полном метре. И хоть сюжет его до крайности наивен и прост, посмотреть «Серебряные коньки» стоит. Помимо невероятной зрелищности (ни на костюмы, ни на антураж не поскупились), у нас здесь весьма неплохая игра молодых актёров – а ещё Петербург, которого мы никогда не знали.

Трудности съёмок: когда тёплый, но мерзкий февраль спутал все карты

Больше всего сложностей на съёмках создала погода. В картине необходимо было показать суровую русскую зиму с крепким льдом на каналах, готовым выдержать любые драки, ярмарки и гуляния – но современный Петербург в последние годы, как известно, предпочитает ставить температурные рекорды, совершенно противоположные замыслам авторов картины. Февраль, на который выпали съёмки в Петербурге, не порадовал ледяным покровом.

– Это было, на самом деле, очень непросто, потому что климат наш этому не способствовал. Когда всё должно было замёрзнуть, всё, наоборот, растаяло. Поэтому строили отдельные декорации, специально доснимали, – поделился воспоминания актёр Юрий Колокольников, известный по ролям в сериале «Игра престолов» и последнем фильме Кристофера Нолана «Довод». В «Серебряных коньках» Колокольников сыграл роль разудалого Великого князя.

Режиссёр Михаил Локшин также был разочарован петербургским климатом:

– Я не из Петербурга, и мы всегда представляем себе, что февраль должен быть морозный. Но, как вы сами лучше меня знаете, последние несколько лет это не так. А мы очень рассчитывали на это, и поэтому, когда в феврале того года, когда мы снимали, не было зимы, это стало большой сложностью для картины. Но мы всё-таки нашли выход.

А вот исполнитель главной роли Федя Фёдоров, напротив, пожаловался на суровость погоды. Хоть он и родился в Петербурге, и прожил здесь всю жизнь, проводить длинные съёмочные дни, работая «на натуре», было непросто:

– Я как петербуржец был готов ко всему, но были иногда, действительно, очень сложные дни: с ледяным ветром, на открытой Неве или где-нибудь в Кронштадте, в зимнем лесу. И невероятно, просто героически работала группа, за что я всем низко кланяюсь и благодарю! Люди работали в мороз, в холод по 10-15 часов, бесконечно, без перерыва. Это было сложно.

Скользкая почва под ногами

Отдельно следует сказать о трюках на льду и погонях по замёрзшим (по сюжету) каналам. Тут нареканий нет никаких – хоть пируэты на ледяной глади так же нереалистичны, как драки в индийских фильмах, сняты они чрезвычайно красиво, а исполнены (в основном, конечно, каскадёрами) весьма технично. На высоте и операторская работа. Так что, если вы устали от автомобильных погонь в стиле «Безумного Макса», сказочные догонялки на коньках придутся вам по душе.

А как пришлось на съёмках этой непростой картины собственно главным героям? Проще всего было, пожалуй, Колокольникову – по сюжету он неумело проковылял на коньках два шага, ровно столько, сколько требовалось дойти до красивых барышень, после чего прибег к помощи их крепких женских плеч. А вот Матвею, герою Фёдора, пришлось побегать от души.

Но оказывается, к этой роли молодой актёр петербургского ТЮЗа готовился с малых лет! Почти всё детство Фёдор играл в хоккей:

– В три года папа меня поставил на коньки, за что я ему очень благодарен, потому что теперь я это использую везде, – признался молодой человек в интервью 78.ru. – Я всю жизнь играл, был капитаном хоккейной команды в Петербурге, которая называлась «Смена», и спорт для меня – это была вся моя жизнь. Я никогда не думал о том, чтобы стать актёром, хотя моя мама – театральный критик, и в театре мы с моим младшим братом были всегда.

До окончания школы Фёдор серьёзно занимался хоккеем и планировал идти в профессиональный спорт. Но, как рассказал актёр, «по разным причинам» от этой мечты пришлось отказаться – и тогда он пошёл в театральный институт. Правда, это не избавило его от серьёзной работы перед съёмками:

– Не скажу, что это было самым легким, потому что я несколько месяцев готовился конкретно к фильму. У меня было два тренера, и мы три месяца тренировались на льду и в зале. Это были настоящие тренировки, как у спортсменов, – рассказал актёр.

Исполнительница главной женской роли Софья Присс также призналась, что коньки оказались не самой сложной частью работы:

– Самое трудное – это сыграть роль. Всё остальное, какие-то физические сложности, связанные с коньками, с корсетом – это тоже важно, это, конечно, 50% образа, но не 100.

«Федя, у тебя всё получится!»

Непросто работа над ролью далась и Фёдору. Как признался молодой человек в интервью, самым трудным для него стала борьба с волнением и неуверенностью в себе:

– Это были все-таки первые съёмки в жизни в большом кино, первая роль – и сразу главная, и сразу непростая, надо признать. Поэтому вот с этим волнением приходилось справляться перед сложными сменами… Да почти перед всеми! И говорить себе ещё и ещё раз: «Федя, ты едешь сейчас работать, это сложно, но у тебя всё получится, иначе тебя бы не утвердили на эту роль». И я чувствовал поддержку со стороны группы, со стороны режиссёра, партнёров. Я с этим справлялся и шёл дальше.

Режиссёр картины Михаил Локшин отметил, что никакой особой нацеленности на «свежие лица» дебютантов у него не было:

– Мы провели большой кастинг. По самой своей сути это история про первую любовь молодых людей, которым должно быть до 20, и это предполагало актёров не очень известных. Но мы сделали огромные пробы во многих городах – и нашли Федю Федотова и Софью Присс в Петербурге. И они прекрасно подошли на эти роли.

Петербург, которого ещё не было в кино

«Серебряные коньки» стали дебютом в полнометражном кино не только для молодых актёров, но и для самого режиссёра. Михаил Локшин рассказал, что в последние 10-12 лет занимался съёмками рекламы и короткометражек. Конечно, желание снять полный метр в нём всегда жило, но он «не спешил с этим»:

– Я хотел найти правильный материал. Были предложения и до «Серебряных коньков», которые не совпадали с моими желаниями.

Саму идею зимней петербургской сказки принёс режиссёру продюсер Пётр Ануров:

– Он пришёл к нам, ко мне и сценаристу Роману Канторову, просто с вдохновением: «А вот помните, была такая сказка…» И просто одну картинку показал, как в Петербурге было: замерзали реки, каналы, становились улицами, на них устраивались ярмарки… На Неве, например, выстраивали ипподром зимой, в XIX веке. Этот удивительный мир никто никогда не видел в кино, и нас это сразу зацепило. Такое место действия сразу кажется очень кинематографичным и волшебным.

Сценарий предполагал создание «уникального нового мира» – это и привлекло режиссёра. Кроме того, сама картина находится на грани между сказкой и историей: фантастики в ней вроде бы и нет, но и от историко-документальной правды она весьма далека. Петербург, изображённый в киноленте, не населяют эльфы и феи, но и счастливый конец такого мезальянса представить в России XIX века немыслимо.

Юрий Колокольников отметил, что если уж и сравнивать картину со сказкой – то это скорее диснеевская история, чем русская народная.

– Это вымышленный мир города Санкт-Петербург, где все живут, существуют на замёрзших каналах, зимой катаются на коньках. То есть всё происходит в этом городе, но он как бы трансформирован, – пояснил актёр.

Всё действие картины происходит в Петербурге – начиная от замёрзших каналов и заснеженных улиц и заканчивая интерьерами дворцов. Город показан настолько ярко и сверкающе, что его присутствие в картине ощущаешь каждую минуту.

– Петербург – один из героев в нашем фильме, – признался режиссёр. – И это ода любви этому городу. Зимний Петербург в таком виде, мне кажется, мы ещё не видели в кино, и это должно остаться в памяти зрителей.

Культура КиноЗвездыРазвлечения
Новости партнеров