Прямой эфир

Выровняли крылья: пандемия не смогла отправить Пулково в мёртвое пике?

Светлана Коваленко
4 декабря 2020, 15:30
Внутренние перевозки стали спасательным кругом для Пулково. Благодаря ним со стартом туристического сезона аэропорт вернулся к показателям 2019-го года. О внешних перевозках на будущее участники рынка говорят с осторожностью, но планы всё же есть.
Фото: пресс-служба аэропорта Пулково

Если в апреле этого года Пулково отчитывались о 92% падении туристического потока, то с лета 2020-го ситуация по внутренним рейсам начала налаживаться. Сейчас аэропорт уже перешёл на зимнее расписание, в котором в настоящее время сохранены 70% направлений. Что будет с внешними перевозками в условиях пандемии, никто прогнозировать не берётся, но переговоры с зарубежными лоукостерами всё-таки продолжаются, хотя теперь сроки постоянно сдвигаются.

На одном уровне с Барселоной

Как рассказал на круглом столе, посвящённом планам на туристический сезон 2021 года, генеральный директор СПБ ГБУ «Городское туристическое информационное бюро» (ГТИБ) Юрий Богданов, из-за пандемии петербуржцы стали во многом сами «туристами». У горожан в этом году начали пользоваться популярностью on-line подписки на экскурсии по достопримечательностям Северной столицы, представляемые с необычных ракурсов. Это поддержало отрасль, и, очевидно, что такой тренд сохранится на будущее.

При этом не только Петербург борется за туристов в Интернете, так поступают все мировые участники рынка. По оценкам специалистов ГТИБ, сейчас в этом вопросе город на Неве соперничает с самой Барселоной.

Однако также очевидно, что пока в ближайшие годы ключевая ставка будет сделана на внутренний туризм из других регионов РФ. Так, всего с начала года в ГТИБ обратились около 40 тыс. человек, из которых 7000 были иностранцами, а остальные 33 тыс. — россиянами.

Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com
Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com

Уже скоро в городе должна появиться открытая часть реестра гидов. Из этой системы все желающие смогут узнать основные данные о представителях этой профессии: их специализации на пеших или водных экскурсиях, владении языками, основных пунктах программы.
В 2021 году Северная столица сделает основную ставку на четыре перенесённых из-за пандемии футбольных матча Евро-2020.

— Пока, по прогнозам специалистов комитета по спорту, эти мероприятия должны состояться. Как только мы получим отмашку, так начнём готовиться, — заверил Юрий Богданов, однако добавил: многое будет зависеть от того, как смогут организовать внутренние и международные перелёты.

Даже с новинками

Заместитель генерального директора по коммерческой деятельности ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Евгений Ильин сообщил, что по итогам этого года перевозки в Пулково снизились более чем на 40% от рекордного 2019 года. Напомним, тогда город принял почти 20 млн пассажиров, или на 8,1% больше, чем в 2018 году. При этом до пандемии планировалось, что в 2020 году перевозки вырастут ещё на 7%.
Основное 80%-е падение в этом году пришлось на внешние рейсы. А внутренние рейсы с июля по сентябрь даже вернулись к уровню прошлого года. Единственным исключением стало московское направление.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com
— Из российских направлений у нас больше всего пострадала Москва, мы потеряли порядка 45% от прошлого года. Мы потеряли многих транзитных пассажиров, которые к нам не приехали, это туристы, бизнесмены, — пояснил, в частности, Евгений Ильин.

Он напомнил также, что в августе были открыты перелёты в Турцию и Великобританию. Однако по последнему направлению решается вопрос о возобновлении авиасообщения. Осенью были возобновлены рейсы в Швейцарию, Занзибар.

Как подчеркнул Евгений Ильин, в настоящее время Пулково уже перешло на зимнее расписание, действующее до марта. Аэропорт сохранил 70 направлений, как и в 2019-м. Четыре зарубежных направления сохранены. Среди внутренних есть и новинки, к примеру, Кемерово и Липецк. Также ожидается появление в расписании рейсов в Великий Устюг — на родину Деда Мороза, не исключены рейсы в Анапу и Геленджик.

Как добавил Евгений Ильин, делать какие-то прогнозы по новым международным сообщениям на 2021 год, пока сложно. Тот же лоукостер Wizz Air, обещавший около двух десятков новых направлений, то выставляет билеты, то снова снимает. Компания к тому же перенесла срок запуска операционной базы в городе — теперь речь идёт о феврале 2020 года, при этом принципиально от планов никто не отказывается.

Ранее в Wizz Air рассказывали, что намерены летать из Петербурга на Мальту, в Осло, Копенгаген, Зальцбург и Стокгольм. В начале 2020 года упоминались Братислава, Бухарест, Вильнюс и София.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Как добавил Евгений Ильин, переговоры ведутся и с другими лоукостерами, однако конкретные названия компаний назвать отказался.
Примечательно, что в этом году ВВСС планировали согласовать с городским правительством мастер-план по развитию второй очереди Пулково. Однако пандемия и здесь сделала своё дело: документ должны доработать в ближайшие месяцы 2020-го.

В мастер-плане предусматривается развитие авиаузла до 2039-го года и рост пассажиропотока до 38 млн человек ежегодно. В ноябре прошлого года глава банка ВТБ Андрей Костин рассказывал, что в Пулково в рамках документа запланировано строительство нового терминала за 400 млн евро. Теперь этот проект также под вопросом.

В надежде на Дубай?

По словам главы пресс-службы АО «АК Россия» (выполняет 30% перелётов в Пулково) Сергея Старикова, этим летом компании удалось сохранить все рейсы на уровне 2019 года. Как и в ВВСС, так и в «АК Россия» сокращения сотрудников не проводились, хотя многие офисные работники были переведены на «удалёнку». Более того, в компании даже заключили контракты с 2000 новых специалистов.

Фото: пресс-служба аэропорта Пулково
Фото: пресс-служба аэропорта Пулково

По данным «АК Россия», чаще всего летом петербуржцы летали в Симферополь, Сочи и Внуково. При этом впервые на туристическом рынке появился новый продукт: пакетный тур из регионов в Северной столицу от одного из крупных туроператоров. Этим предложением воспользовались уже 45 тыс. человек.

Что касается предстоящего сезона, то во внешних рейсах главной интригой будет запуск перелётов в Дубай. Этот чартерный рейс, который хотят выполнять раз в неделю, предстоит согласовывать каждый раз отдельно. Первый перелёт намечен на 6 декабря этого года.

Однако как всё-таки в итоге пройдёт новый сезон, никто прогнозировать не берётся. Дело в том, что на новогодние праздники в городе уже введены новые ограничения, касающиеся работы общепита, музеев, аквапарков и ёлок для детей. При этом по данным Российского союза туриндустрии, россияне уже начали массово отказываться от поездок в город на Неве на Новый год.

— Однако есть опасения, что питерская инициатива может притормозить новогодний спрос в целом или даже вызвать цепную реакцию запретов в других регионах, — считают в компании.

Очевидно, что город уже потерял 70% туристов, а новогодние ограничение ещё больше добьют этот показатель. Также стоит добавить, что многие эпидемиологи прогнозируют очередную волну пандемии на весну 2021 года. Это также может серьёзно отразиться на всех дальнейших планах перевозчиков и туристов.

Фото: Evgeny Sinitsyn/globallookpress.com
Фото: Evgeny Sinitsyn/globallookpress.com