Жители посёлка Александровская в Пушкинском районе просят городские власти изменить проект строительства трассы, которая по нынешним расчётам пройдёт прямо через их дворы. Люди утверждают, что придётся сносить десятки жилых построек, а сам посёлок превратится в транспортную развязку, а значит, жизни там не будет. Дорога должна вести в город-спутник Петербурга — Южный, а чтобы покупатели приобретали недвижимость там, надо обеспечить транспортную доступность.
Станция Александровская — место с богатым прошлым: в 1853 году она стала первой остановкой на участке «Петербург — Гатчина». В 1917-м с отсюда отправился в ссылку последний российский император Николай II. Впрочем, местные жители уверены, что скоро от исторического места останется лишь название.
— 3 месяца назад соседи узнали, что транзитную магистраль в город-спутник Южный планируют провести вдоль железной дороги по этой территории. Ну? сначала у нас это вызвало недоумение. Мы говорим: почему уклад, жизнь жителей посёлка должны превратиться в проживание на обочине, — недоумевает жительница посёлка Татьяна Волох.
Транспортная магистраль и несколько развязок — чиновники, по заверениям жителей Александровской, утверждали, что дорога имеет градостроительное и экономическое обоснование. Хотя на деле от неё выигрывают только владельцы жилого комплекса в городе-спутнике по-соседству: якобы, на рекламных баннерах можно указать близкое расположение к историческому центру — городу Пушкин.
Эта небольшая и уютная привокзальная площадь, пожалуй, основное место встречи для тех, кто проживает в округе. Сюда приходят на прогулки, посидеть, расслабиться на скамьях, здесь же проводят и массовые мероприятия. Да вот только по планам застройки, которые удалось обнаружить местным жителям, вместо всей этой красоты должна проходить автомагистраль.
В ответ местные разработали пару альтернативных путей в обход посёлка. Два километра вдоль мусорной свалки по Киевскому шоссе с выходом на Южную широтную магистраль — один из вариантов. Так, чтобы поток машин отодвинуть дальше от жилых домов.
— Мы даже здесь живём, Киевское слышим шоссе, как шумит. А уже говорить, что в центре посёлка пойдёт трасса — это, естественно, будут пыль, шум, экология будет нарушена. Как можно жить прямо на трассе? — говорит местная жительница Нина Шевченко.
Когда в руках местных жителей оказался проект планировки территории посёлка, недоумение стремительно сменилось ужасом. Дорога, которая так сильно беспокоила посельчан, была лишь одним пунктом из целого списка большой стройки.
— Нашему посёлку уготовлена роль транспортной развязки. Не частично, а целиком, — отметила Татьяна Волох.
Цена проекта, жалуются активисты, демонтаж более 20 жилых и десятка нежилых построек для того, чтобы очистить территории. Также придётся затронуть Виттоловский водовод, памятник советским солдатам и фундамент разрушенной часовни, которую сейчас пытаются восстановить местные жители.
Защищать культурный ландшафт посёлка местные пытались с помощью бесчисленного количества обращений в различные инстанции и писем чиновникам. Затем, как метод борьбы, использовали и творчество — написали песню. Помог бард Борис Агафонов, который с первых дней встал на оборону Александровского.
Заручиться помощью депутатов всё же удалось. Оксана Дмитриева, депутат Законодательного Собрания города заявила, что проблемы возникли из-за города-спутника, вернее из-за его места строительства. И обратилась к губернатору с просьбой разработать альтернативный вариант транспортного обеспечения.
— Если иная трассировка дороже, то пусть застройщик, с которым бесконечные судебные процессы, пусть он и оплачивает эту трассировку к городу-спутнику Южный, который делается в чистом поле за счёт приобретения очередных племсовхозов, совхозов, опытных станций за бесценок, — рассуждает Дмитриева.
В Центре транспортного планирования рассказали, что магистраль нужна для развития и Пушкинского и Гатчинского районов. Рассматривают и предложения от граждан.
— Проекты, которые прислали жители, нами обрабатываются. На самом деле, мы выступаем, как технический эксперт и для КГА. И все те заявки, которые идут в комиссию генерального плана, мы отрабатываем по поручениям, — пояснил гендиректор Центра транспортного планирования Петербурга Рубен Тертерян.
В КГА подчеркнули, предложения жителей нуждаются в доработке. Трасса нарисована просто — без учёта имущественно-правовых вопросов и технической осуществимости. И в случае реализации изначального проекта пообещали сохранить исторический облик здешних мест — это будет 4-полосная дорога.
— Сноса не предполагается, по крайней мере сноса объектов, имеющих все легальные основания для того, чтобы существовать на территории. Также, как и не наносится ущерб объектам культурного наследия, Виттоловскому водоводу и объектам культурного наследия, — сказал главный архитектор Петербурга, председатель КГА Владимир Григорьев.
Да и скорую реализацию проекта ждать не стоит, ведь начало строительных работ запланировано не раньше 2040-го.
— Это решение, которое определило сроки — это комплексная транспортная схема, которая была разработана несколько лет назад. Так вот, когда к этому подойдут, тогда её и будут проектировать. Тогда появятся её конкретные физические габариты — когда, сколько это, кого задели или не задели, — говорит директор-главный застройщик СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга» Юрий Бакей.
Чиновники заверяют, что высказать свою позицию активисты могут на общественных слушаниях. Местные жители в свою очередь сомневаются, будут ли они там услышаны, но собираются приложить все усилия, чтобы отстоять свое право на комфортную жизнь.