Особенность петербургского типа коронавируса в его низкой чувствительности к антителам и большей заразности. То же самое и — в Челябинской области.
По словам главы Роспотребнадзора России Анны Поповой, определённые изменения в белке в сибирских, в том числе, регионах может говорить о каких-то его определённых чертах.
— Это позволяет предположить, что в этом регионе формируется свой вариант с определёнными мутациями, — заявила Попова.
Само слово «мутация» звучит угрожающе, но учёные успокаивают: на течение заболевания и на его лечение это не влияет, говорит Дмитрий Лиознов, и. о. директора НИИ гриппа им. Смородинцева.
— Все выявленные замены в настоящее время не связаны с клинической тяжестью течения заболевания и не влияют на патогенность вируса, — заявил он.
Ему вторит и директор Центра им. Гамалеи, Академик РАН, профессор Александр Гинцбург.
— Эта выявленная мутация S-белка ни на что не повлияла, её надо изучать, мониторить, наблюдать, но это только научный интерес — ни для вакцины, ни для вирулентности, ни для лечения значения он не имеет, — заверил учёный.
Худший вариант мутации из возможных — тот, при котором перестанет действовать разрабатываемая или разработанная вакцина. Но этот вариант, заверила Анна Попова, России пока не грозит. В том числе и потому, что никакие новые штаммы извне в стране в последнее время не появлялись.
— Анализ геномов вируса говорит, что весной мы получили массово завезённые штаммы вируса из Западной Европы, которые относятся к G-варианту. Но завоза из КНР мы не видим совсем. То есть штаммы, которые были привезены из Китая в начале этого года, сейчас в России не циркулируют, — отметила Анна Попова.
Коронавирус активно подстраивается под окружающую обстановку. Уже известно о нескольких тысячах вариантах мутаций в мире. Как реагировать — в каждой стране решают самостоятельно. Так, в Дании после вспышек коронавируса на зверофермах уже уничтожили 2,5 млн норок.
А началось всё с предположения, что норки могут стать переносчиками опасной мутации коронавируса, которая не дает вырабатывать антитела. Указывалось, что этим видом вируса от животных заразились 200 человек. Примечательно то, что уже после начала массового истребления зверьков министр сельского хозяйства Дании Могенс Йенсен заявил о решении уйти в отставку из-за ситуации с норками. Сказал, что поступил неправильно, когда добивался ликвидации миллионов норок для борьбы против COVID-19, не заручившись предварительно поддержкой парламента. Только вот норок это уже не спасло.
В России, сообщает Россельхознадзор, случаев заражения коронавирусом от животных не выявлено, вирус по-прежнему передаётся от человека к человеку. Сейчас, когда особенно ветрено, вирусологи призывают петербуржцев держать максимальную дистанцию даже на улице. Традиционные полтора-два метра эффективны лишь во время штиля.