Шляпный гений Филип Трейси – о дружбе с Леди Гагой, шляпах для королевы и русских женщинах

Магия шляпного искусства: от клипов Леди Гаги до киносаги о «Гарри Поттере»
Меган Маркл, Кейт Миддлтон и другие члены британской королевской семьи надевают его шляпки на самые важные события – от свадьбы до рождественской службы в церкви. Головные уборы, созданные умелыми руками великого ирландца, мы видели в клипах Леди Гаги, их надевала на концерты Мадонна и мечтал приобрести Майкл Джексон. Филип Трейси – пожалуй, самый известный и самый талантливый шляпник планеты, чьи творения дополняют коллекции Valentino, Chanel, Givenchy и других модных домов.
На днях маэстро шляпных дел приехал в Петербург, чтобы лично подготовить к открытию выставку своих самых известных творений в музее «Эрарта». В галерее представлено 46 различных шляпок, большинство из которых вдребезги разбивают представления простого человека о головных уборах.

На одном из манекенов футуристическая шляпа «Радужный диск», сделанная из акрилового пластика, отбрасывает разноцветные блики на стены. Именно её надевала Леди Гага в видеоклипе на песню Merry The Night 2011 года. Для певицы Филип Трейси делал и другие головные уборы – например, безумную шляпу в виде лобстера, невероятную композицию в виде телефона и шляпку попроще – в виде вертикальной розовой волны. Лобстера и телефон на выставку маэстро не привёз, зато можно полюбоваться на футуристичную шляпу в виде велосипедного шлема (правда, скорее, не для человека, а для Чужого…), также созданную Трейси для последнего клипа Леди Гаги Stupid Love.
В интервью 78.ru дизайнер рассказал, что работать и общаться с этой эпатажной звездой, на самом деле, легко и приятно:
– Мне кажется, что это настолько разносторонняя и талантливая артистка, она прекрасно поёт, она играет на восьми разных музыкальных инструментах, что ей просто не надо никому ничего доказывать. Она полностью уверена в себе, и поэтому она не только замечательный музыкант, но и замечательный человек.
Помимо аксессуаров для английской аристократии и американских поп-звёзд, Филип Трейси создавал головные уборы и для кино. Например, именно он придумал и воплотил в жизнь все шляпы из киносаги о Гарри Поттере, включая волшебную Распределительную Шляпу. При этом, в беседе дизайнер признался, что не читал книг Джоан Роулинг – ни до создания этой сказочной коллекции, ни после.
– Они просто пришли ко мне и показали мне костюмы, идеи, эскизы, а потом я представил какие-то свои идеи для персонажей. Это был очень простой процесс, – рассказал Филип Трейси.
На вопрос, почему же Распределительная Шляпа вышла в итоге именно такой, какой мы видим её в фильме, наш именитый собеседник развёл руками:
– Я не знаю, это магия!
От сына ирландского булочника до шляпника Её Величества Елизаветы II
Филип Трейси родился в Ирландии, в небольшой деревушке, его родители владели хлебным магазином, и ничто не предвещало такой невероятной карьеры. Одним из любимых материалов маэстро являются перья – в том числе потому, что перья окружали его с самого детства.

– Я ирландец из маленькой деревни, из семьи с восемью детьми, моя мама разводила кур, гусей и фазанов, и с перьями я соприкасался с ранних лет, – вспоминает дизайнер. – Они всегда интриговали меня. Для меня, во-первых, как материал для изготовления шляп — это воплощение невесомости. Это просто совершенное порождение совершенной природы, потому что только природа способна делать такие совершенные вещи. Это технически безупречный материал. Если вы присмотритесь к тому, как устроено перо, как волокна соприкасаются друг с другом, как перо движется, вы поймёте, что это просто потрясающе.
Такой нестандартный взгляд на действительность пробудил в юном Филипе творческое начало довольно рано. Как рассказал он в интервью, свою первую шляпу он создал в возрасте 15 лет. Причём в основе его творчества лежало не столько эфемерное вдохновение, сколько желание делать что-то реальное своими руками:
– Я просто однажды взял кое-какой материал, сделал шляпу – и она получилась, она выглядела хорошо. И я продолжил заниматься этим.
Реакция родителей, вспоминает маэстро, была довольно противоречивой:
– Они были удивлены. Но моя креативность была сильнее, чем любая негативная реакция. Я занимался творчеством, это было интересно, волнительно. Меня всегда привлекал момент преображения плоского двухмерного материала в трёхмерный объект. И мои родители поддерживали меня.

Когда Трейси только начинал свой путь «безумного шляпника», этот элегантный аксессуар не был в моде. «Шляпы носят только старушки», говорили ему друзья. Однако самой известной пожилой леди, которая преданно любит шляпки, без сомнения, является королева Елизавета II. И многие уверены, что её благосклонность к юному ирландцу и его творчеству и помогла Филипу достичь вершин.
– Королева сохранила шляпы в сознании людей, в их фантазиях по всему миру до сих пор, – соглашается Филип Трейси. – У многих людей случается всего один яркий момент в жизни, когда они могут надеть красивую шляпу, а у королевской семьи много таких моментов, и они всегда на виду, так что королевская семья поддерживает саму идею шляп в сознании людей.
Перчатка для Майкла Джексона, сердце для Мэрилин Монро
Каждая из 46 шляп, представленных на выставке в «Эрарте», уникальна и создана в единственном экземпляре. Один из самых удивительных экспонатов – это шляпа в виде корабля. Её можно смело назвать «визитной карточкой» маэстро: шляпка совмещает в себе невероятную элегантность с ноткой безумия и безграничной смелостью.
– Когда я сделал эту шляпу, я думал, что никто не захочет надеть на себя корабль, – признаётся Трейси. – Но мода – довольно капризная и непредсказуемая вещь, потому что всё в ней основано на человеческих желаниях. Если бы я хотел, я бы мог каждую неделю делать и продавать парусник. Все почему-то хотят именно эту шляпу. Это безумие. Но люди хотят эту шляпу, потому что людьми движет скрытое желание. Вам не нужна мода для жизни, вам не нужны ювелирные украшения или макияж. Но вам всё это необходимо для души, что порадовать себя и чувствовать себя хорошо.

Оставить при себе шляпу-парусник модельеру было непросто:
– Вы знаете, 25 лет назад, когда я только создал эту шляпу, у меня её хотел купить Майкл Джексон. Я его обожаю, но шляпу я хотел оставить себе. Если бы я её продал, она бы сейчас сюда не приехала. Он бы увез её в «Неверленд», и никто бы её не увидел. Для меня это просто поэтический символ того, чем может быть шляпа. Когда у человека на голове красивая шляпа, можно представить, что у него на голове целый парусник.
Майклу Джексону маэстро в своё время посвятил целую коллекцию, заглавным произведением которой стала шляпа в виде белой перчатки. Но есть у Филипа Трейси и неосуществлённые мечты, сбыться которым не суждено. Так, из всех звёзд прошлого он больше всего хотел бы создать шляпку для Мэрилин Монро.
– У Мэрилин было много шляпок, она любила шляпы. Какая именно это была бы шляпа, сказать сложно, – задумался мастер. – Но Мэрилин вызывала в людях очень сильные эмоции, поэтому, наверное, это была бы шляпа в форме сердца. У меня есть одна из шляпок Мэрилин в личной коллекции, это маленькая неприметная шляпка, но она принадлежала лично Мэрилин Монро, и мне её подарили.

Модельер признался, что в основе любой шляпы лежит, во-первых, идея, а во-вторых – индивидуальность её будущего хозяина:
– Шляпа, по сути, всегда основывается на какой-то идее, это визуальный намёк на что-то. Я использую разные романтические символы, здесь мы видим полумесяц, парусник, они несут за собой целый поток ассоциаций. Поэтому каждая шляпа разная, и работа над ними разная.
Трейси рассказал, что верит в особенность и индивидуальность каждого человека, даже самого простого и обычного. Поэтому и каждая шляпа получается особенной:
– Я люблю создавать шляпы, которых никогда не было. Мне нравится и себя удивлять, и окружающих. Такова суть моей работы – я начинаю с двухмерных плоских материалов и превращаю их в трёхмерный объемный объект. Но этот объект был бы просто объектом, если бы я не имел в виду, что его нужно носить на голове. И то, как объект преображает носителя шляпы, то, как его можно будет носить, это именно то, что делает каждый объект шляпой. Такова уж моя работа, когда ко мне приходит новый клиент, он никогда не говорит: «Хочу купить у вас шляпу, которую видел два года назад». Все, кто ко мне приходит, хотят свою собственную, новую шляпу. Такой отклик даёт мне силы работать дальше.

О фантастическом Петербурге и смелости русских женщин
Открыть выставку в Петербурге самостоятельно было для дизайнера особенно важно. Несмотря на сложную обстановку, связанную с пандемией, Филип Трейси посчитал необходимым приехать в Россию лично. В прошлый раз он посетил наш город пять лет назад, когда его работы выставлялись в «Эрарте» впервые.
– Я очень ждал приглашения и был очень тронут, что люди так горячо отреагировали на выставку в прошлый раз, – признался маэстро. – Мне было важно присутствовать. Я просто не хотел никого разочаровать. Но моё присутствие здесь, действительно, многих удивляет, меня спрашивают: «Как вы вообще в Россию попали?» На самом деле, это было не так просто. Это моя вторая попытка: я должен был попасть сюда в июле, и выставка должна была открыться раньше.
Дизайнер подчеркнул, что такие мероприятия особенно важны в сложную эпоху:
– Я считаю, что как раз сейчас людям как никогда нужна радость эстетического наслаждения, потому что в ней они должны находить утешение. Если оглянуться в историю, то в XX веке шляпы были очень популярны во время Второй мировой войны. Это была небольшая возможность для людей выразить себя. Нам всем сейчас нужны любые формы развлечений, потому что это хоть немного может нас отвлечь от того, что происходит в мире. Для меня шляпа – это символ позитива и надежды.

Даже если человек надевает шляпу из утилитарных соображений – всё равно это действие сопряжено в определённом смысле с надеждой, уверен Филип Трейси:
– Потому что человек старается быть лучше, выглядеть лучше. Шляпа всегда была провокационным аксессуаром, разные люди могли сказать, что шляпа красивая или нет, что она какая-то дурацкая, что она смешная, и это могли быть комментарии об одной и той же шляпе – просто потому, что шляпа заставляет думать.
Автор невероятных головных уборов признался, что Петербург – город красоты и элегантности, и, очевидно, именно поэтому его произведения так нравятся петербуржцам. Во время своего прошлого визита модельер заявил, что хотел бы создать шляпку в честь Спаса-на-Крови. На вопрос, как продвигается работа, Трейси ответил:
– На самом деле, болванку я уже сделал. Я сейчас на этой стадии, пока дальше не продвинулся, потому что с таким прекрасным произведением искусства очень сложно конкурировать. Я думал, почему этот храм так выглядит? Вы с ним живёте много лет и, может быть, даже не задумывались, почему он такой. А я для себя могу предположить, что это реализация естественной потребности человека в чем-то экзотичном. Вы здесь, в России, живёте, окруженные фантастическими вещами, и вы к ним даже привыкли.

Среди клиентов Филипа Трейси немало модниц из России. Наш собеседник признался, что их запросы не слишком отличаются от пожеланий англичанок или дам из других стран. Но есть в них и кое-что уникальное:
– Русские женщины очень привлекательны, им очень нравится идея гламура. Они любят выглядеть хорошо, они себя не стесняются, любят выглядеть красивыми, русская женщина никогда не спросит: «Я не выгляжу слишком хорошо?» Для неё нет этого «слишком». И я согласен, выглядите так хорошо, как вы можете! Русские женщины имеют силу воли, у них особый настрой по жизни.
Выставка шедевров главного шляпника планеты будет радовать петербуржцев всю зиму, вплоть до 21 марта. Маэстро уверен: чтобы получить радость от шляпы, вовсе не обязательно её носить. Можно просто на неё смотреть, ведь шляпы – это тоже искусство!




