Из-за коронавирусных ограничений навигация по рекам и каналам Петербурга в этом году стартовала лишь 28 июня. Для сравнения в 2019 году морские прогулки и экскурсии разрешили уже 14 апреля. Год назад пассажиропоток составлял более 2,7 млн человек. В 2020 году этот показатель упал более, чем вдвое. Городских судовладельцев неожиданно поддержали москвичи, приезжающие на отдых и экскурсии в Северную столицу. Но о проектах «водного такси», так популярных несколько лет назад, больше ничего не слышно. При этом сократилось количество аварий и утонувших из-за инцидентов на воде.
Как рассказала директор Агентства внешнего транспорта Александра Бахмутская, в 2020 году городской навигационный сезон оказался рекордно коротким. Он продлился всего 141 день. Для сравнения в 2019 году перевозки осуществлялись 216 дней и стартовали с 14 апреля. Количество швартовок на речных причалах города в итоге в этом году сократилось в два раза: с 25 тыс. в 2019 году до примерно 13 тыс.
По данным президента Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимира Родионова, за этот сезон было перевезено около 1,2 млн пассажиров. В 2019 году, согласно официальной статистике, этот показатель составлял более 2,7 млн человек.
Так, скоростными судами (метеорами) воспользовались 312 тыс. петербуржцев и гостей города. Это 36% пассажиров от тех, кого удалось перевезти в прошлом году. На короткие морские экскурсии по рекам и каналам отправились 822 тыс. человек, или на 44% меньше, чем в 2019 году. Примечательно, что отрасль хорошо поддержали москвичи, которые часто приобретали билеты и с удовольствием отдыхали в Северной столице.
— Такое падение стало рекордным за всю историю наблюдений, начиная с 2008 года, — констатировал Владимир Родионов.
Как рассказал начальник службы регулирования движения судов Администрации Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей Алексей Сидоров, всего в город в этом году было осуществлено 146 заходов круизных судов с чуть более 22 тыс. пассажиров. В 2019 году заходов было почти полтысячи. Перевезти удалось почти 100 тыс. человек.
В целом на Волго-Балте было совершено 16,5 тыс. рейсов или на 15% меньше, чем в 2019 году (19,4 тыс.). Круизные суда перевезли чуть более 80 тыс. человек при 350 тыс. в прошлом году.
— Снижение объемов грузовых перевозок произошло не так сильно, как пассажирских. Если в 2019 году мы перевезли свыше 15 млн тонн грузов, то в этом 14,6 млн тонн, — пояснил Алексей Сидоров.
Навигация на Волго-Балте также закончилась 15 ноября, однако по некоторым направлениям (Валаам) она ещё будет продолжаться.
Как считает Владимир Родионов, доходы в отрасли снизились на 60-70% по сравнению с 2019 годом. Пока ни одна компания в ассоциации ещё не обанкротилась, никто уходить с рынка не собирается. Но такой сценарий вполне возможен в новый навигационный сезон, если государство перестанет вспоминать о судовладельцах в последний момент.
— Нас поздно включили в список пострадавших от ограничений отраслей. Это произошло лишь 7 июня. В итоге мы не смогли получить субсидии по зарплате работникам. То есть, были несколько компаний, которые подали заявки, получили даже деньги, но налоговики заставили средства вернуть, — пояснил Владимир Родионов.
Аналогичные проблемы есть с налогом на имущество для судовладельцев, платежами по коммуналке и т. д.
По словам Владимира Родионова, все компании чувствуют себя, конечно, по-разному, но многие с тревогой ждут новых ограничений в следующий навигационный сезон в 2021 году.
— Чтобы отрасль выжила, надо, чтобы меры поддержки были сформулированы ещё в первом квартале следующего года, а не в разгар навигации, — подчёркивает эксперт.
На условиях анонимности участники рынка признают: с тем, какая помощь оказывается сейчас, следующий сезон рискуют не пережить около 80% компаний.
Владимир Родионов считает, что короткие морские прогулки станут тем, что может вытащить отрасль.
— Любовь к ним осталась у горожан и гостей города. Это бренд Петербурга и то, что выделяет наш город среди других, — уверен он.
По словам эксперта, хуже всего ситуация обстоит с направлением «хоп он, хоп офф» (то есть, поездки по определённому круговому маршруту с возможной посадкой и высадкой пассажиров в разных точках по пути следования — прим. редакции).
Отметим, что такая идея изначально закладывалась в планы по созданию городского водного такси. «Аквабусы» ходили в городе до 2015 года, но затем финансирование субсидий из казны Северной столицы было прекращено.
Как признала Александра Бахмутская, сейчас частники о водном такси больше вообще не вспоминают.
Добавим также, что осенью этого года заместитель председателя Комитета по транспорту Смольного Алексей Львов рассказал о возможном появлении в 2021 году нового водного маршрута общественного транспорта по Неве с регулярными остановками. Линия должна стать примерно тем вариантом, который имеется в Венеции. То есть, там будут перевозки с оборудованными и закреплёнными остановками. Такой маршрут обещали запустить ещё в 2020 года, однако в итоге из-за пандемии сроки открытия навигации оказались существенно перенесены. Однако будут ли реализованы на практике такие планы, утверждать никто не берётся.
Принесла пандемия и свои неожиданные положительные сюрпризы. Как сообщил заместитель начальника центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Петербургу Дмитрий Ермаченков, в этом году была официально зафиксирована всего одна авария. Она произошла около Кронштадта. Там столкнулись два гидроцикла. Всего было выявлено 500 случаев нарушения правил плавания. Из них 280 — это управление судном без прав.
Начальник поисково-спасательной службы Петербурга Юрий Данчук согласен: пандемия снизила количество ЧП. Так, с апреля по середину ноября было зафиксировано 38 выездов на просьбы о помощи. В том году имелось 100 обращений. В 2020 году в водоёмах города утонули 22 человека, а в этом — 33. Спасти удалось 20 человек.