Тревожность, депрессия, посттравматическое расстройство – как влияет на нас пандемия?

Что принёс коронавирус нашей психике?
Ссоры, разводы, нервные срывы, повышенная тревожность и бессонница – всё это, к сожалению, вполне реальные и неоспоримые последствия событий 2020 года. Новые ограничения, страх перед болезнью, месяцы взаперти и на удалённой работе серьёзно влияют не только на количество жира на талии, но и на психическое состояние каждого из нас. И отрицать это бесполезно.
Профессор Пётр Морозов, генеральный секретарь Всемирной психиатрической ассоциации и вице-президент Российского общества психиатров по международным вопросам, отметил, что главными последствиями локдауна для людей в этом плане являются проявления гнева и депрессии.
– На Востоке, в Корее и Китае, провели исследования, причём в Корее эти исследования провели ещё в 2015 году, когда была вспышка ближневосточного респираторного синдрома. И оказалось, что в таких случаях у людей может возникнуть три типа реакции: генерализованное тревожное расстройство, депрессия и нарушения сна.
Конечно, это не единственные возможные психологические проблемы, с которыми сталкиваются люди в условиях самоизоляции и постоянного напряжения, но именно они наиболее распространены. Как отметил профессор Морозов, генерализованное тревожное расстройство может возникать у 35% людей, депрессия – у 20%, а проблемы со сном задевают около 18% популяции.

Повышенная тревожность является одним из самых распространённых «побочных эффектов» современной жизни в мегаполисе в принципе, и об этом не раз говорили в том числе и петербургские специалисты. И именно тревожное расстройство лидирует среди сложностей психологического характера, с которыми сталкиваются петербуржцы. Но в условиях безумного 2020 года его распространение вышло на новый уровень. Со всеми вытекающими последствиями натянутых до звона нервов.
Кроме того, Пётр Морозов отметил и другой любопытный, хоть и отнюдь не радостный факт:
– В последнее время, когда мы смогли составить себе полную картину происходящего, стало возможно говорить о таком заболевании, как посттравматическое стрессовое расстройство. Обычно оно является одним из последствий войн, социальных катаклизмов, катастроф.
Психиатр отметил, что состояние очень многих людей, живущих под давлением пандемических трудностей, можно охарактеризовать именно как ПТСР. Причём последствия этого расстройства очевидны, как правило, не менее полугода после собственно воздействия стрессового фактора – даже если сам триггер уже исчез. У нас же о последнем пока, к сожалению, речи не идёт.
Опустошительная грусть
Невозможно обойти стороной и такую проблему, как депрессия.
– Ещё в девяностых года предполагалось, что депрессия к 2000-м займет первое место по причинам инвалидности в мире, – рассказал профессор Морозов. – Потом прогноз был на 2020 год… Тут, правда, есть два вопроса: как считать и как диагностировать. Но, безусловно, депрессия является одним из самых главных заболеваний человечества, здесь послаблений ожидать не приходится. Не хочу никого пугать, но сейчас 60 миллионов в год в мире больных только депрессией.

Впрочем, специалисты уверены: если сейчас депрессию всё чаще диагностируют, это не значит, что раньше её не было вовсе. Как и других психологических проблем, с которыми сталкивались люди в сложных и критических ситуациях, подобных современной.
– Схожая проблема возникла ещё около 100 лет тому назад, когда наша планета пережила пандемию испанки, – отметил эксперт. – Тогда было до 500 миллионов заболевших, около 17 миллионов погибших. Началась эта эпидемия в 1918 году и продолжалась до 1920. Масштаб был ещё более впечатляющим, просто тогда из-за социальных катаклизмов – войны, революции – на такое внимания не обратили. Поэтому глубоких выводов о психологических последствиях не было сделано. Но после этого были глубокие проблемы, которые повлияли на общество, и сейчас мы можем обобщить то, что видим. Безусловно, это беспрецедентная ситуация, и через какое-то время стали появляться проблемы психологического здоровья и психологические последствия.
Конечно, все люди переживают происходящее по-разному – есть более восприимчивые и более стойкие психологически натуры. Более того, отметил врач, стоит упомянуть и такую интересную вещь, как кросскультурные различия:
– В разных обществах (на одни и те же факторы) реагируют по-разному, это доказано. Даже наше рутинные заболевания, депрессии проявляются по-разному в разных странах. Да что там, даже внутри одной группы лиц есть ощутимые различия!

И тут, отметил профессор Морозов, вскрываются неожиданные преимущества русского национального характера:
– Я хочу процитировать Фройда. Его бабушка родилась в Одессе, и в письме одному русскому пациенту он писал: «Черты русского характера – это бесстрашие, пренебрежение к опасностям, стойкость». Это отмечают и западные исследователи: выходцы из бывшего СССР гораздо легче переживают депрессию ввиду коллективизма, и в этом наше преимущество.
Возрастная проблема
Значение имеют не только культурные и национальные различия, но и такой важный фактор, как возраст. И если собственно коронавирус опаснее для людей постарше, то с психологическими проблемами всё, как ни странно, совсем наоборот. Как рассказала президент Союза охраны психического здоровья, врач-психиатр Наталья Треушникова, исследования организации показали, что большей тревожности подвержены молодые люди в возрасте 20-35 лет. А вот люди старше 50 происходящее воспринимают спокойнее и меньше страдают от тревожного расстройства.
Правда, эти данные основаны на исследованиях в среде медицинских работников, врачей и медсестёр, работавших «на передовой» коронавируса и не только. Но и всех остальных это тоже касается. Кроме того, совершенно отдельный и серьёзный вопрос перед психиатрами ставит положение, в котором оказались сегодня школьники, особенно подростки.

– Подростки сейчас находятся на дистанционном обучении, но нет данных, как они переносят эту изоляцию, лишённые непосредственного общения с педагогами и сверстниками, – отметила Наталья Треушникова. – А это очень важный вопрос, так как расстройства, которые возникают в подростковом возрасте, могут оказывать влияние на всю дальнейшую жизнь. Это может глобально повлиять на будущее нашей страны в целом.
Помимо изоляции, подростки подвержены влиянию огромного количества негативной информации – и порой даже больше, чем взрослые, ведь из сети многие практически не выходят. Психиатр рассказала, что Союз охраны психического здоровья готовит в ближайшее время «актуальное исследование подростковой среды – тестирование на уровень тревожности у школьников старших классов».
– Это очень важно, – подчеркнула Треушникова. – Мы много говорим о ковиде, но вся эта информация смещена в сторону соматики: лечения, вакцинации и прочего. Мало информации о психическом здоровье и психологическом благополучии.
Где искать поддержку?
А заботиться о своём психическом здоровье в это время крайне важно. И – стоит это отдельно подчеркнуть – совершенно не зазорно. Исследования Союза охраны психического здоровья среди медиков показали, что очень многие из тех, кто на передовой, сталкивается с психологическими трудностями.
– У 48% опрошенных есть достаточно выраженные симптомы тревожности, до степени 56 баллов, это приличный показатель, – рассказала психиатр. – Депрессия обнаружена у 58% у опрошенных, у 40% – нарушения сна. 87% опрошенных отметили, что нуждаются в психологической поддержке, 80% опрошенных на вопрос, обращались ли они за психологической помощью, ответили «нет». Почему? Они говорят: «Мы нуждаемся в такой поддержке». Почему же не обращаются за ней? Всё дело в пресловутой стигматизации сферы психического здоровья. Многие даже сейчас предпочитают не обращаться за помощью, ищут поддержку в интернете.

Наталья Треушникова согласилась, что и этот вид помощи отрицать нельзя – интернет может дать поддержку в некоторых случаях:
– Зарубежные коллеги подтверждают, что это эффективный канал, у нас тоже есть такие ресурсы: телемедицина, консультации онлайн, приложения, самопомощь.
Главное здесь – достоверность и безопасность источника. Доверять каждой ссылке в поисковой системе нельзя, опасно и вредно.
– Два бесплатных мобильных приложения есть у Союза охраны психического здоровья: «Антипаника» и «Антидепрессия». Там есть тестирования, методика, основанная на когнитивно-поведенческой терапии, она всемирно распространена. Есть такие вещи и на официальных ресурсах российского общества психиатров, – рассказала Наталья Треушникова. – Я призываю пользоваться проверенными ресурсами, профессиональными и дающими достоверную информацию.
Информационная гигиена и консультации специалистов
Как же бороться за своё психологическое здоровье и равновесие, что называется, «в домашних условиях»? Пётр Морозов подчёркивает: для борьбы с депрессией первой рекомендацией любой европейской организации будет ограничение источников стресса. Не стоит бесконтрольно скроллить ленту целыми днями, отмечает психиатр:
– Полагайтесь на ограниченное количество официальных источников информации и ограниченное время. Есть даже такое понятие – инфодемия – стресс посредством СМИ.

Чтобы не поддаться информационной эпидемии, которая легко может вызвать тревожность, подавленность и даже депрессивные состояния, следует оградить себя от лишней информации и «принимать новости» дозированно. Схожие рекомендации даёт и Наталья Треушникова – и это особенно актуально, если человек заболел:
– Все рекомендации кажутся банальными и очень простыми, но они работают. Если человек находится дома, в изоляции, и заболел – ему нужны покой, постельный режим, снижение активности в онлайн-сети и информационном пространстве, чтобы лишний раз себя не травмировать. И этот покой необходим, пока человек не будет себя чувствовать удовлетворительно.
Однако если вы долгое время ощущаете раздражительность, переживаете вспышки гнева и мучаетесь от бессонницы, просто необходимо обратиться к специалисту – психотерапевту, и в этом нет совершенно ничего страшного.
– При длительных нарушениях сна и раздражительности обращение к специалисту обязательно, эта ситуация сама по себе не может быть исправлена настроями или самоуговорами, – подчеркнула эксперт Союза охраны психического здоровья. – Если наблюдается кратковременное неблагополучие, 1-2 дня неустойчивый сон – то есть несложные техники, дыхательные упражнения, аудиомузыкальные расслабляющие методики. Они существуют, они работают, но только при регулярном использовании.




