Ранее эфемерное понятие качества пассажирских перевозок в Петербурге обрело вполне конкретные очертания. Стандарт, по которому будет работать общественный транспорт, утверждён и закреплён подписью председателя комитета по транспорту Кирилла Полякова.
— Стандарт предусматривает расстояние до объектов социальной инфраструктуры не более 300 метров, чтобы приблизить остановки к основным медицинским учреждениям и другим социальным объектам, до жилых многоквартирных домов — не более 500 метров, до индивидуальных жилых домов — не более 800 метров, пояснил он.
А значит, скоро на всех остановках города появятся специальнообученные люди с лазерными измерителями расстояния. Будут проверять, всё ли по регламенту. Впрочем, результаты исследования несложно спрогнозировать уже сейчас.
— По факту в 500 метрах от любого жилого дома есть хотя бы одна остановка. Покрытие остановками составляет практически 100%, всё замечательно, — уверен эксперт в области транспорта и агломераций Иван Вергазов.
Станция метро «Московская», крупный транспортный узел. Здесь только на одной стороне улицы Типанова стоит 4 остановочных павильона для разного транспорта по разным маршрутам. Получается, с тем самым качеством обслуживания здесь всё в порядке?
— Теперь давайте отойдем чуть южнее на 600 метров, чуть больше норматива. Там тоже есть остановка. Там тоже ходят автобусы, трамваи. Но все они идут в одном направлении, — отмечает эксперт.
По мнению экспертов, качество транспортного обслуживания от количества остановочных павильонов мало изменится. Остановка — это, конечно, хорошо, но зачем она, если нужный автобус приходит на неё лишь в мечтах. Если про расширение транспортной инфраструктуры в документе говорится подробно, то про доступность и удобство самих маршрутов ничего нет. А это особенно актуально для спальных районов города.
— Что может сделать стандарт сам по себе, если он остается рамочным? Им можно будет просто руководствоваться. Если он получит силу городского закона, то тот закон должен прописать насквозь все эти требования во всю документацию — и планировочную, и градостроительную, и тогда можно рассчитывать, что новые районы будут обеспечены транспортом, заложенным в этот стандарт, — уверен директор по решениям в области общественного транспорта Владимир Валдин.
Основная цель — сделать так, чтобы петербуржцы добирались до места, пересаживаясь с одного транспорта на другой не более двух раз, либо ездили без пересадок вовсе. Также в стандарте прописано максимальное отклонение от маршрута и расписание движения, хотя и сейчас с этим нет никаких проблем. Правда, только на бумаге.
— В настоящее время, если брать статистику на основе нормативных документов, то у нас регулярность автобусного сообщения превышает регулярность в Хельсинки. Здесь всё зависит от того, как удастся преломить ситуацию, которая сложилась. И реально спроектировать, — заявил профессор кафедры транспортных систем Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Андрей Горев.
Утверждённый стандарт — один из ключевых шагов на пути к транспортной реформе. Отказ от маршруток, создание перехватывающих парковок, увеличение числа выделенных полос, закупка нового подвижного состава — всё это обещают реализовать в Петербурге уже к июлю 2022 года.