Прямой эфир

Трудности пандемии: как петербургские шопоголики справляются с ограничениями

Олеся Курдюкова
11 ноября 2020, 19:11
Оказывается, удовольствие можно получить и от онлайн-закупок – нужно лишь войти во вкус. Главное – не переборщить, поскольку порой любители походов по магазинам перестают «чувствовать грань».
Фото: Ondrej Deml/ globallookpress.com

Прочёсывая ряд за рядом торгового центра, Яна Завалишина пристально вглядывается в блеск витрин. Ни одну из них девушка не пропускает. Она — шопоголик. На покупки и походы по магазинам тратит 2-3 часа ежедневно.

— Если мы говорим, что день у меня свободный или у меня выходные, я не устаю от шопинга. Я могу провести в магазинах целый день, я не понимаю людей, которые устают от шопинга, это доставляет безумное удовольствие, — признаётся Яна.

Впрочем, себя она считает «выгодным» шопоголиком — покупает товары только по самой удачной цене и рассказывает другим, как это делать, в блоге.

По словам Яны, многим любителям покупок нравится сам процесс — тратить деньги и проводить время в шумных залах торговых центов. Но в самом начале пандемии коронавируса любителям шопинга пришлось туго. Особенно тем, кто получает удовольствие не только от приобретения новых вещей, но и от времяпровождения в местах массового скопления людей. Торговые центры и сотни магазинов в них были закрыты. За покупками пришлось отправляться в онлайн.

Яна вспоминает, сначала отсутствие возможности потрогать и примерить товар до его приобретения её огорчало, но потом девушка обнаружила и плюсы интернет-покупок — скидки, акции, более низкие цены. И сейчас она уверена, что и от виртуального похода в магазин настоящий шопоголик может получить реальное удовольствие.

Фото: CHROMORANGE/ Andreas Poertner / globallookpress.com
Фото: CHROMORANGE/ Andreas Poertner / globallookpress.com
— Если ситуация заставит, этот шопинг тоже полюбится миллионам людей, потому что у ТЦ есть ограничения по времени, и сейчас во многих магазинах есть ограничения по входу, по количеству. Здесь ты пришёл домой, сделал все домашние дела и начал выбирать, — перечислила плюсы девушка.

Сегодня, рассказывает интернет-маркетолог Наталья Ефремова, тройку лидерства самых частых покупок разделили между собой товары из категорий таких категорий как питание, развлечения и одежда. В условиях пандемии изменились не только предпочтения покупателей, но и формат работы магазинов, отмечает интернет-маркетолог Наталья Ефремова.

— У нас покупки переходят в онлайн-формат. Это главная тенденция. И сейчас идёт бурный рост интернет-магазинов, либо у физических магазинов появляются свои интернет-магазины, доставки и так далее. Рынок интернет-коммерции вырос, и мы сейчас видим бум развития этого направления, — рассказала Наталья.

В некоторых шоу-румах вместе с первыми городскими ограничениями появилась «Мобильная примерочная», которая стала очень популярной, и потому даже после возвращения к оффлайн-работе её не стали убирать.

— Наши клиентки заказывали на дом примерку, мы подбирали по их желанию позиции, предлагали дополнительные и приезжали целыми образами, капсулами, могли привести на дом, и человек в течении 30 минут спокойно примерял, курьер ожидал за дверью, — рассказала продавец-консультант одного такого находчивого шоу-рума Наталья Чаурова.
Фото: Sebastian Gollnow/ globallookpress.com
Фото: Sebastian Gollnow/ globallookpress.com

Но что делать, если вещь не подошла, а продавец не хочет её менять или возвращать деньги? Тогда стоит обращаться в союз потребителей либо другую правозащитную организацию. В прошлом году, согласно статистике, так поступили более 4,5 тыс. горожан. Если это интернет-покупка, необходимо проверить, находится ли магазин на территории России. Иначе — федеральные законы о защите потребителей на него не действуют. Затем первый шаг — составление письменной претензии в адрес продавца.

— В течение десяти дней вам должны ответить либо что удовлетворяют ваши требования, либо что нужна проверка качества. Если нужна проверка качества, обращаю ваше внимание, что проверку качества должен делать не потребитель за свои деньги, а по закону — продавец, — отмечает сопредседатель СПРФ по экспертной работе Елена Козьякова.

Если экспертиза установит ненадлежащее качество товара, продавцу придётся ещё и заплатить штраф. Психологи же убеждают, что к неосознанным покупкам стоит относиться аккуратнее. Ведь, казалось бы, безопасная забава в дальнейшем может привести к серьезным финансовым тратам и ограничениям.

— У шопоголика вместо трёх сумок — 13, 18. И он их не носит, не использует. Это когда количество покупок начинает превышать необходимость ежедневную, просто чтобы жить, работать. Вот в этом, наверное, и суть шопоголизма, это такое явление, такое психическое состояние, когда трудно вот эту грань почувствовать, — говорит психолог Оксана Защиринская.

По оценкам маркетологов из-за возможного ухудшения экономической ситуации на фоне пандемии многие россияне в последние несколько месяцев к покупкам относятся с осторожностью. Предпочитают брать проверенные товары, ищут скидки. Поэтому велика вероятность, что из-за этой бережливости, шопоголиков в ближайшее время станет меньше.