Культура
09:001 октября 2020

Режиссёр Илья Учитель: «Стрельцов, безусловно, не виноват»

В Петербурге вышел в прокат спортивный байопик с лаконичным названием «Стрельцов». Его режиссёр Илья Учитель и продюсер Алексей Учитель рассказали 78.ru, как проходили съёмки, а также предположили, за что на самом деле могли посадить легенду футбола.
Фото: кадр фильма «Стрельцов»

В минувшие выходные в Петербурге стартовал прокат спортивно-драматического байопика «Стрельцов», который охватывает период жизни легендарного футболиста, начиная с его прихода в ФК «Торпедо» и заканчивая освобождением из тюрьмы. Несмотря на непростую историю жизни спортсмена, фильм Ильи Учителя — не глубокая драма, а светлое, романтичное и обнадёживающее кино. Однако ещё до появления на больших экранах он вызвал ожесточённые споры из-за трактовки фактов биографии легенды футбола.

Стрельцов виновен?

В 21 год Эдуард Стрельцов олицетворял мечту каждого советского мальчика: простой парень с окраины Москвы в миг обрёл деньги, славу и звание Олимпийского чемпиона. Всё изменила майская ночь на даче друга, после которой спортсмена обвинили в изнасиловании, а перед самым началом чемпионата мира в Швеции он оказался за решёткой.

Когда режиссёр Илья Учитель узнал про судьбу Эдуарда Стрельцова, сразу понял, что это готовый сюжет для фильма, оставалось только его снять. Помогать вызвался отец Алексей Учитель, который стал продюсером будущей картины.

— Я люблю, чтобы наша студия делала картины про неординарных людей с непростой судьбой, которые умеют побеждать. Снять фильм предложил режиссёр Илья Учитель. Он, как и я, фанат футбола. Правда, мы с ним болеем за разные команды: я за «Зенит», а он за «Спартак», — рассказал Алексей Учитель. — Мне кажется, его увлекла не только футбольная тема, а именно судьба этого гениального футболиста — у нас таких больше не было и не предвидится.
Илья Учитель/ Фото: 78.ru
Илья Учитель/ Фото: 78.ru

Дело гения футбола до сих пор вызывает массу споров — уж слишком много в нём противоречий. Авторы фильма этот факт учли и к написанию сценария подошли основательно: для выяснения всех нюансов дела поднимали архивы и опрашивали людей. В итоге, они представили свою версию событий, согласно которой карьеру спортсмена загубили ревность и его сомнительная репутация, а для себя решили — Стрельцов не виновен.

— В его судьбе действительно много чего неизвестного, но, касаясь как раз вот этой тёмной стороны, наше мнение, как авторов, было таким — он, безусловно, не виноват. А наша позиция — мы его, конечно, оправдываем, — сказал Илья Учитель.

А Алексей Ефимович добавил, что преступления точно не было, а вот интриги — вполне возможно.

— Есть разные версии, но мне кажется, что это связано с переходом в другую команду. А когда хотели попугать немного, как у нас это обычно бывает, всё дошло до высшего руководства. Хрущёв, ударив кулаком, на много лет посадил Стрельцова. Это трагедия, но поразительно другое — человек вышел из этого тяжёлого положения, а после дважды становился лучшим футболистом страны.
Алексей Учитель/ Фото: 78.ru
Алексей Учитель/ Фото: 78.ru

«Мифы и легенды о Стрельцове»

Однако трактовка событий биографии футболиста понравилась не всем, а сюжет картины некоторые близкие Стрельцова назвали надуманным. Впрочем создатели киноленты с этим особо и не спорят — Илья Учитель даже предложил не называть фильм биографическим.

— Мы, конечно, старались всю правду отобразить, но я честно признаюсь, что мы много чего придумали и додумали. Я бы наш фильм назвал так — мифы и легенды об Эдуарде Стрельцове. Ни я, ни оператор, ни сценарист, к сожалению, его не знали. Поэтому то, что мы придумали, мы и предоставляем на суд зрителей.

Ещё больше вопросов у зрителей вызвал выбор на роль Эдуарда Стрельцова Александра Петрова — мол, главный герой ленты имеет мало общего со своим реальным прототипом. Близкие футболиста сборной СССР вспоминают о нём, как о могучем, сильном, 182-сантиметровом спортсмене с огромными, раскаченными ногами, так что, выбор Петрова на эту роль им показался странным. А кто-то даже предположил, что популярного актёра привлекли к проекту, чтобы как можно больше зрителей пришли в кино посмотреть на своего любимчика.

Фото: кадр фильма «Стрельцов»
Фото: кадр фильма «Стрельцов»
— Саша, как и все, проходил кастинг. Я не буду скрывать, конечно, классно, что он популярный актёр — это должно работать на фильм, чтобы больше зрителей хотели его посмотреть. Но он действительно один из лучших актёров в нашей стране, поэтому не вижу никаких проблем с тем, что именно он играет главную роль, — уверен Илья Учитель.

А что касается различий во внешности, то это совершенно не важно, уверен Алексей Ефимович, главное — чтобы актёр убедительно сыграл свою роль:

— Мне кажется, современный зритель не знает, как выглядел Стрельцов. А через пять минут, даже если зритель знает, как он выглядит, Александр Петров своей замечательной игрой убеждает в этом, ты уже следишь за его персонажем. Я много снимал об известных людях — если искать по принципу «ты похож», мы не будем верить этому на экране.

Съёмки матчей и другие сложности

Важным критерием в выборе актёров для картины было умение играть в футбол — для тех, кто ни разу в жизни не держал в руках мяч, пробы сразу заканчивались. Дело в том, что в «Стрельцове» очень много футбольных сцен, для постановки которых даже привлекались консультанты. По словам Ильи Учителя, на съёмку одной комбинации могло уходить по несколько часов.

— Без умения играть в футбол в нашем фильме было очень тяжело участвовать. Были долгие три месяца тренировок. Все к началу съёмок знали, кто и что должен делать на поле, кто кому даёт пас, а все комбинации уже были выучены, потому что рисковать мы не могли из-за ограничения по времени.
Фото: кадр фильма «Стрельцов»
Фото: кадр фильма «Стрельцов»

Конечно, в съёмочном процессе было много и других сложностей, однако вспоминать о них режиссёр картины не хочет. Главное, говорит Учитель-младший, что «Стрельцов» всё-таки вышел на экраны, и картину оценил самый близкий человек Эдуарда Стрельцова — его сын Игорь.

— Мне кажется, он одобрил фильм. Мне лично он ничего не говорил, только сказал: «Спасибо». В написании сценария он участия не принимал, только читал и вёл себя для нас лояльно: не лез ни с советами, ни с идеями, хотя мог бы, конечно, это делать, и мы бы прислушались. Но конечный результат его так или иначе удовлетворил — это главный критерий.
Кино
Новости партнеров