Культура
16:3029 сентября 2020

Фильм «Ключ времени»: винтажная эстетика Петербурга под чайный гриб и зомби-апокалипсис

На прошлой неделе в кинозале студии «Лендок» состоялась петербургская премьера фантастического фильма для детей «Ключ времени». Картина была полностью снята в Петербурге. О том, что получилось, мы спросили актёров: Любовь Толкалину и Артёма Ткаченко.
Кадр фильма «Ключ времени»/ Фото: kino-teatr.ru

Парамон, чайный гриб и конфеты

Синяя или красная пилюля, Нео? И чем планируешь запивать? Рекомендуем чайный гриб — очень хорош, особенно если тебя постоянно «сушит». Закусить можно жареной корюшкой. В конце концов, мы в Петербурге. А значит, будем вести себя как петербуржцы. Так всё же, синяя или красная?..

Картина директора киностудии «Лендок» Алексея Тельнова «Ключ времени» содержит немало забавных «пасхалок», намёков и отсылок к другим культовым фантастическим фильмам. Вот только смысл их не всегда ясен, как и поступки некоторых героев.

Вот, например, Парамон, странная сущность из тёмного мира, ведущая главную героиню к цели. Весь фильм Парамон, как истинный наркоман, потребляет — и при каждом удобном случае пытается раздобыть — что бы вы думали? Чайный гриб. Сушит его, видите ли. Он так прямо и говорит! И мало того, что сам он на нём крепко сидит — так ещё и ребёнку предлагает. Таким ли мы хотим видеть сказочного героя — любимца детворы?..

Ещё одно интересное увлечение Парамона — картишки. Разумеется, за столом он не только умело раздаёт и тасует, но и столь же умело жульничает. Да ещё и на кон ставит беззащитного ребёнка. Вот как такому верить?!

А верить почему-то хочется. Наверное, потому, что сыграл его весьма обаятельный и фактурный актёр — Артём Ткаченко. Сыграл при этом весьма неплохо, что для отечественного кинематографа сложно назвать частым явлением. Отметим, что одинаково хорошо он играет как во «взрослых», так и в детских картинах, не испытывая проблем при взаимодействии с маленькими партнёрами.

— Я вообще люблю детей, а дети любят меня — рассказал актёр в интервью 78.ru. — У Ксюши плюс к этому был специальный коуч, который помогал ей, репетировал с ней. Я, конечно, со своей стороны как мог, так помогал, пытался передать ей актерское мастерство, в её маленькую детскую головку вместить какие-то знания. Мы прекрасно подружились, и нам было весело: в перерывах между сценами мы сидели в вагончике и играли в какие-то игры, в карточки, ели конфеты и прекрасно провели время, я считаю.
Артём Ткаченко/ Фото: 78.ru
Артём Ткаченко/ Фото: 78.ru

Штурм Троицкого моста толпой зомби и другие интересные истории

«Ключ времени» заявлен как фильм-квест. На вопрос, что это такое, попытался ответить нам сам Артём Ткаченко, он же Парамон:

— В каком-то смысле это бродилка. Это роуд-муви, потому что наши герои движутся к своей цели, совершают некий путь — ментальный и реальный, путешествуя из пункта А в пункт Б. На самом деле, всё очень просто.

Помимо «роуд-муви», в картине можно найти осколки и многих других интересных жанров. Например, сцена, где главные герои пытаются добраться до Петропавловской крепости по поднятому Троицкому мосту, уж очень подозрительно напоминает кадры из фильма «Война миров Z», когда бесконечные толпы зомби огромной волной взбираются на стену. Тут, впрочем, можно вспомнить любой фильм о зомби.

А элементы кабаре делают фильм далеко не самым детским: в конце концов, кан-кан, исполняемый слегка разложившимися танцовщицами для таких же гостей, не слишком походит на танцы маленьких фей. Но фоном, конечно, идёт семейная драма — вот она, в отличие от собственно фантастического роуд-муви, расписана не слишком внятно.

Кадр фильма «Ключ времени»/ Фото: kino-teatr.ru
Кадр фильма «Ключ времени»/ Фото: kino-teatr.ru

Но что у создателей получилось хорошо, так это исключительно красиво презентовать в картине Петербург. Заглавный ролик с анимацией можно размещать на сайтах туристических агентств для туристов из-за рубежа. Да и сама рисованная история вышла изящной.

Практически все съёмки «Тёмного города» велись «на натуре», в реальных «декорациях» Петербурга.

— И только несколько смен у нас были в построенной декорации, — рассказал Артём Ткаченко. — Это был Троицкий мост, у нас была построена декорация в павильоне, полмоста, а всё остальное проходило на натуре. И в центре Питера, и на окраине, и в реках каких-то, и на фортах... Было очень круто, Питер вообще создан для того, чтобы переносить его на экран.

Байка про рыбу и красная пилюля

Больше всего актёру запали в душу съёмки в Петропавловской крепости — «Как такое можно забыть?» Но были интересные моменты и в Выборге, где Ткаченко, между прочим, побывал впервые.

— Там у нас приключилась забавная история, — вспомнил в беседе с «78» актёр. — Мне нужно было кинуть рыбину, настоящую рыбку, надо было её швырнуть с улицы на расстояние метров 10-15. На доме был памятник кота, и мне надо было кинуть к этому коту рыбу, потому что, по сюжету, я должен был накормить кота рыбиной. Камеру установили возле этого кота. И мне сказали: «Ну, вот ты бросай куда-то к камере». Я швыряю эту рыбу, и она застревает между котом и стеной. По кадру получилось идеально с первого дубля. Это было какое-то чудо!
 Кадр фильма «Ключ времени»/ Фото: kino-teatr.ru
Кадр фильма «Ключ времени»/ Фото: kino-teatr.ru

Чудес в картине было немало, начиная от волшебных часов, магического шота абсента на фоне Петропавловки и винтажной обстановки, в которой живут главные герои — почему-то в наше время. Кутаются в клетчатые пледы, жарят корюшку, пьют из бокалов с разведёнными мостами, страдают от классической интеллигентной пожилой ведьмы этажом ниже и ездят на синей развалюхе с номером «НЕО». Но вот однажды главный герой совершает ошибку, прыгает в красное такси с номером «777»... И неверно выбранная пилюля, что называется, подводит героя под монастырь.

Но что бы ни выбрал герой и какой бы фантастической ни казалась концовка, в которой после издания одной книги он тут же богатеет и переезжает в собственный дом (пожалуй, самый фантастический момент в картине), одно можно сказать с уверенностью — художники фильма, действительно, постарались. И очень красивая винтажная картинка порой даже перевешивает прорехи в сюжете.

Ингрид-Толкалина и её печальная судьба

— Честно сказать, мне самой иногда страшно было после грима, особенно в линзах. Мне казалось, что это не совсем детское кино получится. Но оно и получилось не совсем детское.
Любовь Толкалина в роли ведьмы Ингрид/ Фото: kino-teatr.ru
Любовь Толкалина в роли ведьмы Ингрид/ Фото: kino-teatr.ru

Такое признание в интервью 78.ru сделала актриса Любовь Толкалина — исполнительница роли ведьмы Ингрид. Главный антагонист картины в женском обличье получился весьма эффектным и утончённым. Сама Любовь не считает свою героиню квинтэссенцией всего плохого. В конце концов, у Ингрид действительно была тяжёлая судьба:

— Помните, как написал Булгаков? «Жила-была на свете тётя, у неё не было детей. Сперва она долго плакала, а потом стала злая». В нашем фильме как раз-таки рассказывается эта история — о том, что когда-то, по легенде, произошла трагедия у людей, которых больше с нами нет. Но, тем не менее, эта энергия несчастья всё время циркулирует, всё время пребывает вместе с нами, она вселяется во всех персонажей по очереди. Именно это понимание мне очень помогло, потому что ведьмой же просто так не становятся. Никто же не хочет быть плохим!

Героиня Толкалиной тоже вроде бы не плохая от рождения. По крайней мере, в начале фильма нам рассказывают очень трагичную и душещипательную историю о девушке, потерявшей ребёнка, а вместе с ним — и разум от горя. После этого супруг её, как и полагается в сказках (ой, подождите, или не только в сказках?) собирает свои пожитки в узелок и уходит, куда глаза глядят. В конце концов, нужно же мужчине как-то пережить это горе!

А пока бывший муж (по стечению обстоятельств — хранитель ключей) странствовал в поисках более уравновешенной особы для создания крепкой семьи, Ингрид понемногу справилась с горем. Но психотерапевта под рукой у девушки не оказалось, так что справилась она как могла — путём трансформации в ведьму, правительницу тёмного города. У Толкалиной получился весьма броский и драматичный образ. Правда, откровенно гротескный — но в этой картине тонких линий не наблюдалось и в других аспектах.

 Кадр фильма «Ключ времени»/ Фото: kino-teatr.ru
Кадр фильма «Ключ времени»/ Фото: kino-teatr.ru

Поющая ведьма и проблемы сюжета

— Как актрисе играть ведьму — это очень интересно, — рассказала в беседе Любовь Толкалина.

По словам актрисы, при создании образа Ингрид задача стояла нетривиальная: нужно было, чтобы она не была похожа ни на Малефисенту, ни на одну из тех ведьм, «которых знает зритель». У Толкалиной были свои творческие задумки относительно природы «тёмной правительницы»:

— Мы делали очень много проб грима, предлагали четыре или пять вариантов ведьм. Изначально, когда я, прочитав сценарий, пришла к Алексею Николаевичу (Тельнову, режиссёру фильма — прим. ред.), я предложила взять за основу очень любопытный фотоматериал. Была такая фотомодель — Верушка, и у неё был собственный проект. Она делала бодиарт, сама себя фотографировала, и это была такая мимикрия под естественное пространство. И мне изначально хотелось, чтобы эта ведьма появлялась из стены, из кирпичной кладки, из дерева, из коры, из воды, откуда угодно. Но чисто технически это было очень трудно сделать... И мы решили, что мы придумаем свою ведьму, которая будет понятна. И, благодаря нашим чудесным художникам по гриму, наша ведьма всё-таки появилась на свет!
Любовь Толкалина/ Кадр фильма «Ключ времени»/ Фото: kino-teatr.ru
Любовь Толкалина/ Кадр фильма «Ключ времени»/ Фото: kino-teatr.ru

Ингрид в исполнении Толкалиной не только блистала фигурой и убийственным ведьминским взглядом, но и запела. Как рассказала актриса, в фильме она запела впервые в жизни, и сама была очень удивлена собственным вокальным данным:

— Надо сказать, что это отдельное удовольствие, потому что я никак не ожидала, что буду петь. Песни не было в сценарии! Но Алексей Николаевич сказал: «А спой вот эту песню». И всё как-то внезапно родилось. Оказалось, что у меня даже есть голос.

И всем бы она хороша: красавица, с хорошими вокальными данными, управляет целым городом... Но вот героев-беглецов догнать никак не может. Прямо как во сне, когда нужное тебе у тебя десять раз оказалось в руках, но ради красоты сюжета подсознание вновь ставит его на место и предлагает начать странную погоню заново.

Есть в картине у Ингрид и ещё одна проблема. Точнее, это проблема не ведьмы, а не вполне понятной морали истории. Если мы понимаем, что бедная женщина не виновата в том, что с ней сотворила судьба — почему в итоге мы всё же получаем классический хэпи-энд «зло повержено, добро торжествует», где «добро» — бросивший даму писатель? Впрочем, это только одна странность из целого ряда. Так что отнеситесь к «Ключу времени» снисходительно — как к ряду весьма хороших картинок, скрепленных довольно грубо сшитым сюжетом.

Культура КиноЗвездыДети
Новости партнеров