Радикальные феминистки и религиозно-настроенные консерваторы порой удивительным образом сходятся в своих оценках отдельных новых явлений нашей жизни. Одним из таких примеров является суррогатное материнство. Это когда женщина вынашивает ребенка, чтобы передать его другим людям. При этом биологический материал для формирования эмбриона (сперматозоиды и ооциты) предоставляют будущие родители. Феминистки говорят о сексуальной эксплуатации и объективации, а представители религии - о попирании материнских чувств и человеческого достоинства.
Но сотни петербурженок, кажется, не верят ни тем, ни другим. Да и сами споры до недавнего времени шли не слишком активно, а многие до сих пор не очень представляют, о чем в данном случае идет речь. В фокус всеобщего внимания суррогатное материнство попало из-за коронавируса. В Петербурге живут 180 малышей, которые родились у суррогатных матерей, но так и не смогли попасть к своим биологическим родителям из-за карантина. Большинство родителей – иностранцы, и, в основном, это пары из КНР. Сейчас их дети чаще всего живут на съемных квартирах с нянями. У них нет свидетельств о рождении, и они ограничены в вопросах получения медицинской помощи.
Ситуацию на днях обсуждали на межведомственном совещании с участием китайского консульства. Обнародованные цифры также косвенно свидетельствуют о масштабе явления. Чтобы понять, зачем петербурженки идут на суррогатное материнство, 78.ru пригласил в эфир программы «Хочу и буду» популярного блогера Станиславу Зязенкову. Она прошла через такой опыт совсем недавно, причем активно делилась впечатления в соцсетях. Правда, все это время ей приходилось мириться с большим количеством оскорблений и негативных комментариев.
У женщины есть трое своих детей. Она не скрывает, что ключевым фактором для ее семьи при принятии решения был финансовый. Муж, по-словам Станиславы, поначалу был против.
- Я говорю, что там платят так хорошо. Он говорит: «Не гонись за деньгами, потом пожалеешь», - вспоминает женщина.
Однако в итоге его удалось уговорить. Цена вопроса – около миллиона рублей, которых семье не хватало для решения жилищного вопроса.
Первый опыт получился негативным, все закончилось выкидышем. У Станиславы сохранились самые негативные воспоминания и об агентстве: по словам женщины, ее психологически не подготовили, а когда открылось кровотечение, запрещали вызывать скорую, а в самом агентстве врач не торопился принимать пациента. Однако в итоге, узнав от подруги об успешном опыте суррогатного материнства в другом агентстве, Станислава решилась попробовать еще раз.
Она отмечает, что многие суррогатные матери искренне привязываются к младенцам, хоть и осознают отсутствие биологической связи. В палате ей жаловалась на предстоящее расставание другая суррогатная мать.
- Говорит: «Как же мне не хочется отдавать, я так привыкла». Больше половины так, - отмечает Станислава.
Правде, ей, по собственному признанию, удалось себя «настроить».
- Материнский инстинкт в первую очередь к своим детям проявляется. А данная ситуация помогла улучшить условия для своих детей, - говорит женщина.
В итоге семья приобрела жилье, о котором мечтала, где у каждого из своих детей будет по комнате. Станислава говорит, что теперь по-другому относится к людям, которые не могут иметь детей, и рада, что смогла кому-то помочь, но еще раз на такое никогда не пойдет.
- Больше нет финансовой нужды. И я не готова ограничивать свою жизнь еще на год, - признается женщина.
По словам репродуктолога Ольги Забелкиной, порой семьи выстраивают отношения с суррогатными матерями, дружат и поощряют общение с детьми.
- Слава богу, что это не запрещено. Это очень большая помощь многим людям, - заявила доктор в эфире 78.ru.
В свою очередь адвокат Светлана Савинова отмечает, что по договорам суррогатным матерям запрещается рассказывать о том, что они суррогатные матери. Их жизнь связана и со многими другими ограничениями. Порой нельзя даже красить волосы. А за нарушения прописываются солидные штрафы.
Запрещать суррогатное материнство, наверное, действительно не стоит. Однако распространение данного явления вряд ли стоит рассматривать в отрыве от проблемы бедности.