Активисты — градозащитники взяли под присмотр дом Забелиной в районе площади Мужества. Здание 1913-го года постройки памятником не является, зато признано аварийным. И пока дом ждёт ремонта, он приглянулся маргинальным личностям, которые проникают внутрь и разрушают кладку. Был в постройке уже и пожар. Защитники дома считают, что такими темпами недалеко и до сноса постройки.
Судьбой доходного дома Забелиной на 2ом-Муринском проспекте местные жители обеспокоились два года назад. Сейчас же боятся, что одна из последних сохранившихся исторических построек в районе площади Мужества вовсе исчезнет, и останутся вокруг лишь многоэтажки и бетонные панельки середины прошлого века.
— Ставятся такие большущие муравейники, высотой метров по 75. Что-нибудь такое будет и здесь, если этот участок перешел бы в частные руки, — отметил участник движения «Живой город» Дмитрий Литвинов, добавив, что этот дом в этом районе исторического Лесного как раз напоминает, что район возник не в Советское время, а имеет давнюю солидную историю.
Судя по сохранившимся документам, этот дом появился на рубеже 1913-14 годов. Ему досталась фамилия Елизаветы Забелиной. Дочь одного из городских купцов была инициатором стройки и владела зданием до революции. Уже в конце 60-х конструкции перекроили и надстроили 5 этаж. Дома, подобные этому, строили начиная с 19 века — в период бурного роста городской промышленности.
— Раньше какие-то мастерские 18-19 века были, и на них трудилось ну там 2,5,10 человек. То тут мы говорим уже о полном цикле производства с сотнями-тысячами рабочих на иных предприятиях, — напомнил краевед Василий Бочаров.
В доме жили до 2016 года. Затем его расселили и забытая людьми пятиэтажка обветшала. Вернуть её к жизни активисты пытались через муниципальных депутатов, писали в КГИОП. Но там ответили, что спасти здание, задействовав городские силы, можно лишь, присвоив ему статус объекта культурного наследия, а предпосылок для этого вроде как и нет.
— Члены комиссии пришли к выводу об отсутствии у здания историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценности, имеющей особое значение. Здание представляет собой типичный для рядовой жилой застройки периферийных районов Петербурга образец доходного дома, имеющего заурядное архитектурно-художественное решение, — пояснили в комитете.
Как уточнили в ведомстве, заявитель не представил сведений о мемориальной ценности здания, фактов проживания в нём личностей, имеющих особое значение для истории и культуры Петербурга.
В марте этого года у беспризорного здания появился новый хозяин — Главное следственное управление Следственного комитета по Петербургу. Там пообещали восстановить историческую справедливость.
— В настоящее время проведено обследование здания, по результатам которого до конца текущего года запланировано проведения проектных работ с целью дальнейшего восстановительного ремонта, который запланирован на 2021—2022 год, — сообщили в ведомстве.
Но несмотря на озвученные планы, активисты переживают, что здание может своей новой судьбы так и не узнать. Казалось бы, судьба исторического здания сложилась отнюдь не трагично — новый пользователь для объекта нашелся, дату ремонта определил. Правда, до начала реставрационных работ постройке еще нужно достоять. Для того, чтобы дом не разрушался, его законсервировали, но охраны никакой не оставили. Оказалось, что кирпичная кладка и заваренные двери для мародёров и лиц, без определенного места жительства вполне преодолимое препятствие.
Один из таких визитов непрошеных гостей закончился пожаром. Пока за тем, чтобы мародёры не разрушали дом, следят сами активисты. Фиксируют новые случаи незаконного проникновения, а потом пишут обращения.
— Да, я несколько раз фотографировал дыры со стороны 2-го Муринского и непосредственно людей, которые залезали, — рассказал активист Борис Романов.
Изначально защитники дома предлагали разместить в нём музыкальную школу, затем детский сад или открыть несколько дошкольных организаций. Но и против соседства со следственными органами не возражают, лишь бы сохранить историческую постройку и вернуть ей былой вид.