По всей стране уже много лет действует федеральный режим продажи алкоголя с 8 утра до 23 часов вечера. И только в Петербурге отделы со спиртным, словно места особо страшного преступления, огораживают в магазинах полосатыми лентами и баррикадируют картонными коробками ровно в 22 часа. Дождаться снятия баррикад можно только в 11 утра, тогда как вся страна начинает похмеляться на три часа раньше.
С точки зрения любого жителя многоквартирного дома, на первом этаже которого расположен супермаркет или специализированный магазин с алкоголем, такой режим — безусловное добро. Только тот, кто потерял немало нервных клеток из-за весёлых сборищ под окном, оценит петербургское ограничение по достоинству. Но вот представители бизнеса уверены, что от этой «особенности» пора избавиться.
Максим Черниговский, предприниматель и гендиректор некоммерческого партнёрства «Клуб профессионалов алкогольного рынка», в конце августа обратился к депутату Законодательного собрания Петербурга Денису Четырбоку с заманчивым предложением внести поправки в региональный закон «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции», установив в городе федеральный режим продажи спиртного.
Представитель бизнес-сообщества уверен, что действующий на протяжении семи лет режим давно потерял актуальность:
— В 2013 году были установлены эти временные рамки — с 11 утра до 23 часов вечера. Но за семь лет прошло очень много событий. В первую очередь, в 2016 году ввели Единую государственную автоматизированную информационную систему — ЕГАИС. И теперь продажа каждой бутылки легальной продукции фиксируется на сервере Росалкогольрегулирования, — подчеркнул он в беседе с телеканалом «78».
По словам Черниговского, с 2016 года на режим продажи легальной алкогольной продукции с 8 утра до 23 часов вечера перешли практически все регионы РФ — кроме Петербурга. Сегодня, в честь Всероссийского дня трезвости, поговорим о том, нужен ли такой график нашему городу.
Предприниматели, связанные с алкогольным бизнесом, обращаются к петербургским законодателям с одним и тем же вопросом практически каждый год. Причём тот самый вечерний час с 22 до 23 порой называют «золотым». Они уверяют, что увеличение времени продаж на этот час положительно повлияет и на оздоровление населения — за счёт отказа от суррогата и продукции «наливаек».
Бизнесменов «безусловно поддерживает» и торгово-промышленная палата города. В частности, в поддержку инициативы Черниговского высказалась Ольга Волкова, председатель комитета по торговле Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты. По её словам, они уже не раз направляли свои аргументированные запросы в адрес городского правительства, но результата пока не дождались. Между тем, «жёсткий петербургский режим» не приносит решительно никакой пользы, считает наша собеседница:
— Запреты работают только в отношении добросовестных производителей и предпринимателей и дают почву и доходы всему серому, нелегальному, без налогов, без акцизов! И ладно, если после 22 часов продаётся безопасная продукция. Мы знаем, что для жителей и гостей города всё доступно — не только после 22, но и через Интернет. Не надо закрывать глаза, это реалии жизни. Запреты, на самом деле, не работают в отношении серых схем.
Тот факт, что от запретов на продажу алкоголя после 22 и до 11 утра страдает лишь легальный бизнес, предприниматели подчёркивают особенно жирно. Более того, по словам Ольги Волковой, в «золотой час» особенно активно продаются, как правило, не разные подвиды дешёвой водки, а тонкие и «лёгкие» напитки. А уж о пользе для бизнеса и говорить не приходится:
— В соседних субъектах РФ, у наших соседей по Северо-Западу мы, например, наблюдали такую картину: когда продажу алкоголя переместили с 22 часов на 23, у многих торговых объектов оборот увеличился на 15%. Причём мы внимательно посмотрели эти 15% — это не дешёвый крепкий алкоголь, это лёгкие напитки. То есть достаточно высокая культура потребления. Но мы говорим о том, что это всё-таки перемещение из серого рынка в белый, из нелегального сектора продаж в легальный.
Максим Черниговский также упомянул в разговоре с телеканалом «78» те самые 15%, но немного в другом ключе:
— Мы посчитали, что если дать эти дополнительные четыре часа, только это снизит на 15% объём нелегального рынка в Санкт-Петербурге. Естественно, эти четыре часа его полностью не уничтожат, но на 15% они его снизят, и, соответственно, спасут 100 наших граждан в течение года от смертельного отравления этой псевдоспиртосодержащей продукцией.
По словам гендиректора «Клуба профессионалов алкогольного рынка», каждый день в нашем городе от отравления суррогатом умирают два человека. В то же время, польза для здоровья народа от «ужатого» режима продажи спиртного весьма иллюзорна, считает представитель торгово-промышленной палаты:
— Некоторые эксперты из других субъектов нам говорят, что запреты не работают, потому что они сравнили период с изменениями запрета и пришли к выводу, что у них не поменялись объёмы легальной торговли. То есть люди просто адаптировались к новому времени. Если заявленная цель — это оздоровление населения, повышение культуры, то запрет к этому не имеет никакого отношения.
Ещё один аргумент защитников федерального режима — соблюдение социального дистанцирования. По словам Ольги Волковой, люди, которым необходимо купить алкоголь в последнюю минуту, не будут соблюдать дистанцию в 1,5 метра в магазине.
Но если с «золотым часом» всё более-менее понятно, то открытым остаётся вопрос: кто пойдёт в магазин в восемь утра за спиртным? Какой смысл увеличивать время работы вино-водочных в такую рань? И на этот вопрос есть ответ у Максима Черниговского:
— Дачники, например! Если говорить о Петербурге, это один из самых массовых случаев. Нам часто задают вопрос: «А для кого алкоголь с восьми утра?». Для наших законопослушных граждан, которые уезжают, в том числе в выходные дни, а некоторые и в будни на дачи. Более того, у нас сейчас очень странная временная история в плане работы. У нас многие люди начинают работать с 12, с часа дня и вечером не успевают до закрытия магазина. Вот они эти продукты приобретают с утра.
Правда, в реальности мозг всё же рисует несколько иную картину: в восемь утра в алкогольные магазины чаще заходят не офисные клерки или любители свежей рассады, а немного другие личности. И уж они-то найдут алкоголь в любое время. Самое печальное, что этот пласт народа в нашей стране очень велик. Подробнее об этом рассказал нам Олег Гончаров, врач-психиатр, нарколог и старший научный сотрудник Национального исследовательского центра психиатрии и неврологии им. Бехтерева:
— На сегодняшний день у нас на учёте у нарколога по алкогольной зависимости состоит 1,329 млн человек, это где-то 1% населения. Но надо сказать, что на учёте состоят далеко не все. Это верхушка айсберга. Я считаю, что если эту цифру увеличить в 10 раз — тогда мы получим примерно чёткое количество людей, которые имеют зависимость и будут искать алкоголь в любое время. Для них потребление алкоголя — это такая сверхценная идея.
Возможно, для этих людей открытый в восемь утра легальный вино-водочный — это благо. Но совершенно никто не помешает им среди ночи обратиться к продавцу «магазинчика у дома» за порцией «палёнки». Решить проблему этих людей, отметил врач, может только медицина — закон тут бессилен.
Между тем, нарколог отметил, что алкоголь — это не просто пищевой продукт, а разрешённый яд, и любая идея продавать его «чуть дольше» явно не имеет целью принести людям благо:
— Алкоголь — это психоактивное вещество, близкое к наркотикам, и отделяет его от наркотиков только одно — то, что он является легальным. Нашему мозгу совершенно всё равно, что мы на него льём: средства, отнесённые законом к наркотикам, или нет. Но алкоголь входит в «большую тройку»: стимуляторы, опиаты и алкоголь, — по возможности повреждать нашу психику, наш головной мозг. Поэтому, когда мы говорим, что мы хотим, чтобы продавали круглосуточно — речь идёт о расширении рамок продажи вещества, которое абсолютно опасно для нашего психического здоровья.
К слову, жители Петербурга показали довольно неожиданный результат во время голосования, организованного телеканалом «78»: большинство высказалось не просто за расширение временных рамок продажи алкоголя, а вовсе за его круглосуточную реализацию.
Среди аргументов предпринимателей есть и один особый — «аргумент XXI века». Максим Черниговский, как и его коллеги, подчёркивает, что любой современный человек после 22 часов может легко приобрести алкоголь через Интернет. Хотя реализация спиртного таким образом в нашей стране запрещена.
— У нас на сегодняшний день 3000 сайтов реализуют незаконным образом эту продукцию. Вам в любую точку Санкт-Петербурга в любое время привезут любой алкоголь. В связи с этим возникает два вопроса: первый — куда смотрят правоохранительные органы? И второй вопрос: если у нас такая ситуация, когда, при всей жёсткости законодательства, исполнительская культура этих законов на таком уровне — зачем тогда нужны эти избыточные законодательные ограничения? Кому и чему они помогают? — возмущается Максим Черниговский.
Проблема интернет-торговли алкоголем стала особенно актуальна в период пандемии и самоизоляции. Ни у кого нет точных данных, но есть основания полагать, что алкоголь, как и продукты, люди стали заказывать на дом чаще. В какой-то момент даже возникала идея снять запрет с продажи спиртного дистанционно — но идею эту всё же отвергли.
По мнению Игоря Березина, президента Гильдии маркетологов Петербурга, вопрос разрешения торговли спиртным через Интернет по сути своей также сводится к главному вопросу: будут люди покупать вино нелегально у «серых» продавцов или же бутылочку горячительного им привезёт курьер из официального интернет-магазина?
— Вопрос, стоит разрешать или не стоит, для меня звучит так: государство хочет хоть как-то контролировать эту сферу, получать налоги и хотя бы немножко следить за тем, чтобы не было «палёной истории», или государство ничего не хочет — «кошка бросила котят, пусть живут там, как хотят», — так прокомментировал ситуацию с интернет-торговлей спиртным Игорь Березин. — То, что это есть — это бесспорно. Люди и раньше заказывали, и сейчас заказывают, и дальше будут заказывать. И дальше будут больше.
Нелегальная интернет-торговля алкоголем позволяет заказывать его на дом и «15-летним пацанам и девчонкам», отметил эксперт. Как минимум это — уже аргумент в пользу того, чтобы организовать «нормальную продажу с кассовыми чеками».
Впрочем, до легализации интернет-продажи спиртного ещё далеко — пока на федеральном уровне никто эту тему активно не поднимает. А вот что касается расширения времени продажи алкоголя в городе — тут законотворцы, кажется, начинают сдаваться перед натиском предпринимателей. Депутат ЗакСа Денис Четырбок отметил, что для начала надо понять, действительно ли это нужно петербуржцам:
— Во-первых, необходимо провести аналитику в отношении потребности жителей Петербурга в увеличении этого времени. Это может быть социологический опрос, получение информации от самих магазинов. Затем эту полученную информацию надо проработать с экспертами.
Пока никакой конкретики нет — но, возможно, скоро Петербург станет ближе к остальной части России в плане продаж алкоголя.