8 сентября горожане несли цветы и к знаменитой «витаминной аптеке» на 12-й линии Васильевского острова — это тоже один из символов блокадного Ленинграда. Жители, истощённые голодом, приходили туда за целебными настоями. Сейчас здание находится в плачевном состоянии, однако о его судьбе обещали позаботиться.
Осыпающиеся слои краски, надписи на окнах, отломанные доски в фундаменте, на доме даже от таблички с адресом остался лишь тёмный след. А ведь бывший особняк Бремме и химический завод по соседству — это часть блокадной истории Ленинграда.
— Химик Беззубов в самом начале Великой Отечественной на совещании в Смольном предположил, что вскоре в связи с недостатком снабжения могут начаться различные заболевания, связанные с недостатками у жителей тех или иных витаминов, — говорит краевед, начальник центра петербурговедения СПб ГБУК «Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского» Алексей Шишкин.
На химическом производстве, открытом здесь ещё на рубеже 20-го века, в годы Великой Отечественной начинают делать хвойные настои, богатые витамином C, чтобы спасти ленинградцев от цинги. А из лебеды, крапивы, щавеля и одуванчиков — специальное средство для красноармейцев.
— От недоедания и отсутствия витаминов начиналась куриная слепота, а зенитчик становится профессионально непригодным, если у него куриная слепота наступает. Боец, сражающийся в окопах тоже перестаёт быть бойцом, если он ничего не видит, — пояснил Директор Института востоковедения РГПУ им. А. И. Герцена, доктор философских наук Андрей Вассоевич.
По словам историков, аптека, которая временно появилась в этом деревянном доме, спасла тысячи жизней. В блокадные зимы кирпичные цеха завода не обогревали, отапливали лишь административное здание — именно сюда приходили сотрудники предприятия, чтобы погреться, некоторые здесь даже жили, и в этом доме выдавали целебные пайки ленинградцам. Этот особняк единственное, что напоминает сейчас о витаминном заводе. Все производственные строения снесли ещё в 2006 году.
Похожая горькая участь была уготована и бывшей «витаминной аптеке». Но ветхое строение, продуваемое всеми ветрами Васильевского острова, выстояло.
— Самое интересное в этом доме — это его высокий мезонин вот с такой необычной формой, двумя окнами. Когда я вожу здесь экскурсии, мне говорят, что похоже на два гриба, но это тоже не просто так грибочки появились — дело в том, что там сверху между ними находилось огромное керамическое панно, — рассказывает Алексей Шишкин.
С 1971 года оно хранится в Петропавловской крепости. В центральной части панно — майолика с цветочными мотивами, которую обрамляет деревянная рама с грифонами. Два года назад произведение керамического искусства отреставрировали, но всех секретов декора специалисты пока не разгадали.
— Была обнаружена подпись «6км». Эта подпись нанесенная глазурью, но пока не смогли расшифровать, — отметила заместитель директора Музея архитектурной художественной керамики «Керамарх» Анастасия Долгова.
Архитектурную и историческую ценность особняка Бремме пришлось признать чиновникам. В 2015 году ему присвоили статус памятника регионального значения. Несмотря на плачевное состояние особняка, им заинтересовался инвестор, который планирует возвести на территории бывшего витаминного завода гостиницу и жилой дом. Но главное, обещает сохранить блокадную аптеку.
— Мы планируем это здание сохранить, отреставрировать. Были уже приглашены реставраторы, чтобы ознакомиться с состоянием этого здания. Заключение такое, что ничего страшного с конструкцией нет, есть опыт реставрации и более запущенных случаев, — говорит автор проекта застройки территории во дворе дома № 41 по 12-й линии Васильевского острова Степан Липгарт.
Проект восстановления особняка могут разработать уже к концу этого года. А значит есть надежда, что бывшая витаминная аптека как символ стойкости ленинградцев сохранится не только в памяти.