Согласно требованиям Роспотребнадзора, каждый класс должен приходить в школу в определённое время, учиться только в одном кабинете и не пересекаться с другими детьми на переменках. «Линейку» 1 сентября тоже посетят не все — торжественно начнут год только первоклассники и выпускники.
Как подготовить детей к новому режиму и помочь им избежать стресса, 78.ru рассказали психологи.
Шаг 1. Проработать страхи
Психологи не исключают, что поход в школу во время пандемии может вызвать страх у ребёнка. Тревога может передаться от родителей, которые нервозно воспринимают ситуацию. Поэтому специалисты рекомендуют взрослым работать со своими эмоциями.
— Прежде всего, нужно справиться со своими тревогами, потому что дети реагируют на наше состояние. Во-вторых, стоит признать у детей тревогу и страх и не начинать спорить, а принять и сказать: «Да, это тревожно, когда не всё понятно, что будет происходить, ты полное право имеешь переживать». В зависимости от возраста ребёнку можно задать вопросы: «А что именно тебя беспокоит? Какой вариант развития событий вызывает страх?». С более конкретными опасениями уже можно что-то делать, придумывать план, как с ними быть, — советует детский психолог Никита Карпов.
Его коллега Елена Майорова предупреждает, если страхи не будут проработаны, то могут привести к более серьёзному эмоциональному состоянию — агрессии. Чтобы не довести ситуацию до «пика», эксперт советует обратиться к психологам. В частности, бесплатную помощь могут оказать консультативно-диагностический центр для детей «Ювента» и районные консультации.
Шаг 2. Наладить режим и посчитать до 10
Почти полгода дистанционного обучения и летние каникулы дали о себе знать — у многих детей сбит режим. Психологи советуют начать его восстанавливать хотя бы за неделю до школы. Однако и тут есть свои нюансы — нельзя огрызаться на детей и отправлять их спать или будить в грубой форме.
— Если форма будет агрессивной, то процесс вхождения в учебный процесс будет очень травматичным для ребёнка с точки зрения специфической ситуации, — убеждена психолог Елена Майорова.
Чтобы не срываться на детях, специалист советует родителям подышать и посчитать до 10.
— Есть простые упражнения, которые помогают расслабиться и снять напряжение — это спокойный глубокий вдох, счёт до четырёх и плавный, как будто сдуваем шарик, выдох — считаем до шести, и пауза. То есть сначала — размеренное и ровное дыхание, и только после этого давать какие-то справедливые комментарии, — делится эксперт.
Шаг 3. Подготовить к новому режиму
Роспотребнадзор не стал обязывать школьников носить маски. Ведомство предписало только измерять детям температуру при входе в образовательное учреждение и усилить режим уборки и дезинфекции в классах и холлах.
Правила личной гигиены при этом никто не отменял. Если старшеклассники и так в курсе, как себя обезопасить от коронавируса, то ученикам начальной школы, а в особенности — первоклассникам — не помешает разъяснение от родителей. Важно в этом случае делать акцент на себе.
— Если говорим, что надо мыть руки, соблюдать дистанцию, нужно самим это показывать, напоминать, — говорит Елена Майорова.
С первоклассниками, по словам психолога, можно проигрывать ситуации с помощью сказочных героев.
— Они не так далеко ушли от сказочного образа мышления, чтобы родители могли им объяснять на примере сказочных героев, образах с какими-то гиперболами, можно ставить сценки с участием персонажей, как не боялся прививок Айболит и так далее. Если родитель владеет подобными методами и это успокоит ребёнка, то он это воспримет, — делится соображениями специалист.
Шаг 4. Устроить праздник
Торжественные линейки пройдут в этом году только для первоклассников и выпускников, такое решение принял губернатор Петербурга Александр Беглов. Однако психологи советуют не лишать праздника других детей, сделав его локальным. Например, отметив начало учебного года дома с тортиком.
Учителям специалисты советуют продумать мероприятие в классе.
— Начало учебного года стоит обозначить и классным руководителям. На первом уроке можно провести отдельное мероприятие, обозначающие начало учебного года вместо «занудного» классного часа, — считает психолог Никита Карпов.
Шаг 5. Менять форматы и искать плюсы
Одной из главных проблем «школы нового режима» психологи считают требование учиться в одном классе и не пересекаться на переменках, ведь детям нужно выплескивать энергию. Огромная нагрузка в этом случае ляжет на учителей. Им придётся искать новые форматы уроков и проявлять креативность.
— Никакой смены декораций, а значит, дети будут скучать с самого утра, а это значит — плохая дисциплина, сердитый учитель. На мой взгляд, учителям во многом придётся выполнять роль аниматора и менять содержание уроков — добавлять игры, новые форматы, чтобы дети хотя бы в рамках класса перемешивались, объединялись в малые группы, —советует Никита Карпов.
О пандемии и новых реалиях педагогам тоже стоит говорить грамотно. Не стоит разделять обучение на «до» и «после» коронавируса, чтобы школьники испытывали чувство ностальгии или, наоборот, строили иллюзии. Плюсы, как убеждают психологи, можно найти в любой ситуации.