Юбилей организация, которая за всю свою 175-летнюю историю не прекращала функционирования ни на один год. Все её дела носят государственное значение, её региональные отделения есть в каждом регионе России, а основано оно было в нашем городе, в столице Российской Империи Санкт-Петербурге.
18 августа 1845 года Император Николай Первый утвердил устав Русского географического общества. Его штаб-квартира в переулке Гривцова хранит несметное количество документов и предметов — свидетелей того, как развивалась наука о нашей стране.
Можно сказать, что штаб-квартира РГО в Петербурге — сама по себе памятник географии, истории, и, в принципе, — науки о нас с вами, о территории, на которой мы живём. Тем, кто носит шляпу, вполне уместно было бы, поднимаясь по лестнице, снимать её перед каждым лицом, что взирает на прохожих с портретов.
Здесь выступали Литке, Вавилов, Гумилёв, Папанин, Миклухо-Маклай, Пржевальский, а сегодня проводятся заседания попечительского совета при участии первых лиц страны — по совместительству и первых лиц РГО. А в других помещениях хранятся бесценные документы.
Полутьма и специальная бумага скрывают от ультрафиолетовых лучей легендарную «Карту Сибири от границ китайских». Пётр Великий повелел создать её в первые же годы своего правления. Работу над ней в 1686 году завершил Семён Ульянович Ремезов — русский энциклопедист Сибири. 18 чертежей он объединил по канонам исконной русской картографии — без меридианной сетки, зато с указанием народов, населяющих местность. Вот, например, башкиры, а вот Иго вонюче смрадно. (2959, 2962) Есть у карты Ремезова и ещё удивительная особенность. Царство Московское на ней искать надо справа, а выход к Тихому океану — слева.
— Наблюдателю непривычен облик карты — сверху расположен юг. Традиция ориентирования карты на север сложилась не сразу. В допетровскую эпоху ориентировали по югу наверху и есть предположение, что взяли такую традицию у древних итальянских карт, — пояснила заведующая картографическим собранием РГО Светлана Барабанова.
По поводу версии, что это шуточная карта, по которой государь экзаменовал вельмож и предлагал им показать, где в стране что находится, то тут эксперт улыбнулась — ведь это скорее исторический анекдот.
— Скорее это реакция людей, которые не понимают, с чем столкнулись и на что смотрят, — считает Светлана.
Мы же понимаем, что смотрим на бесценный артефакт, который в последний раз реставрировали в 50-е годы XX века. Причём делали это довольно грубо, судя по следам на холсте. Дыры от гвоздей кричат о вопиющей бесцеремонности — карта была прибита к стене.
Пока «Карта Ремезова» ждёт лучших времён, такие уже настали для «Атласа Российского», который выпустила в 1745 году Императорская Академия Наук. Это первый официальный атлас нашего государства. 25 разворотов льняной бумаги ручной отливки достойно выдержали испытание временем, местами пожелтев, местами ослабев. Самая явная утеря — рукотворная. Неизвестный деятель неизвестной эпохи без лишних церемоний ставил на Атлас стакан с плотной густой жидкостью. Следы стыдливо заклеены, теперь их удаляют. Нужно было, говорит реставратор высшей категории Юрий Березин, обрезать то, что подклеивали, где доливали, выровнять, а затем уже сгибать, чтобы собрать в атлас.
И вот, накануне юбилея РГО работа над ним завершена: он снова сшит и оцифрован. Пятна от стакана, прежде «украшавшие» реликвию, бесследно исчезли.
— Могли остаться только какие-то оттенки краски. Реставратор очень хорошо постарался. Этих пятен больше не найти? Мне не удалось, — исследовала артефакт Светлана Барабанова.
Рукописи не горят, а печатное слово не растворяется даже в морской воде — в этом тоже убедились археологи. Специальное подразделение РГО — Центр подводных исследований — тоже базируется в нашем городе, и они завоёвывают научное признание — количеством экспедиций, разнообразием артефактов, поднятых со дна самых разных морей. В Чёрном, к примеру, по судовому колоколу идентифицировали не так давно пароход «Армения», так называемый «советский Титаник», в Белом — найдены российские и иностранные торговые суда прошлых веков. А в Балтийском только что завершилась экспедиция, которая была посвящена и истории, и экологии. На земле и на воде, в мастерских и лабораториях продолжается процесс познания своей истории, своей географии, то есть — самих себя.
Напомним, ранее сообщалось, что сотни древних бутылок были найдены на палубе затонувшего в Финском заливе голландского корабля.