Прямой эфир

Расстрелянные по дороге домой: история подростков, найденных в братской могиле под Тосно

Маргарита Звягинцева
12 августа 2020, 18:15
Скелетированные останки 11 подростков — предположительно, мальчиков, пытавшихся осенью 1941 года добраться из Ленинграда в родную деревню — раскопали на днях поисковики под Тосно. По дороге домой мальчишек настигли и расстреляли фашисты.
Фото: 78.ru

Лесными тропами — на Любань

11 некрупных скелетов с пулевыми ранениями в голову, стреляные гильзы внутри полуистлевших грудных клеток и россыпи личных вещей — всё это участники поискового отряда «Ягуар» обнаружили при раскопках у посёлка Шапки Тосненского района Ленобласти. О том, что здесь ещё в самом начале Великой Отечественной войны была расстреляна большая группа подростков, рассказала поисковикам краевед Татьяна Киселёва. Пожилая жительница Шапок знала эту печальную историю с детства и ещё в 1980-х общалась с очевидцами тех событий.

— Здесь, по моему предположению и воспоминаниям жителей Шапок, которые были в оккупации, (захоронена) группа подростков, которые учились в Ленинграде в одном из фабрично-заводских училищ, — рассказала Татьяна Киселёва в интервью телеканалу «78». — В своей чёрненькой форме они пробирались окольными путями к своей дальней деревне Тосненского района, а возможно, даже Новгородской области. По основной дороге на Любань, видимо, побоялись идти — там уже было полно немецких войск. Это была середина сентября, из окрестных лесов всё население, которое там пряталось, уже вернулось, потому что немцы предупреждали: будем бомбить, и если найдём в лесах, то расстреляем.

Как рассказала краевед, раньше здесь, на месте обнаружения массового захоронения, проходила просёлочная дорога. По ней, а дальше лесными тропами можно было выйти из Ленинграда на Любань. Именно этот путь мальчишки и выбрали осенью 1941 года, чтобы из блокадного города вернуться домой. Но — не повезло. Фашисты захватили ребят в районе Нестеровского озера. А здесь, недалеко от Шапок, был произведён расстрел.

По мнению Татьяны Киселёвой, в яме захоронены подростки в возрасте от 14 до 18 лет. 40 лет назад, принявшись за книгу по краеведению, она беседовала с местными жителями — и те вспоминали о мальчиках, спрашивавших дорогу в сентябре 1941-го. Очевидно, ребята обучались в фабрично-заводском училище при каком-то крупном ленинградском заводе.

Правда, точное число убитых под Тосно на самом деле неизвестно. В своё время жители Шапок, перенёсшие оккупацию, называли разные цифры: от 11 до 15 человек. А в советской прессе тех лет и вовсе появилась однажды статья, где говорилось о 25 убитых мальчиках.

Что скрывает второй слой земли?

Точно назвать число скелетов в котловане не могут пока и сами поисковики. Дело в том, что останки лежат в яме послойно, и под верхним могут находиться кости других убитых. Об этом телеканалу «78» рассказал Андрей Журавлёв, командир поискового отряда «Ягуар» историко-патриотической организации «Доблесть», которая и занимается раскопками в Тосненском районе Ленобласти.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Внизу есть ещё слои, мы затрудняемся сказать точную цифру (скелетов). На данный момент наша задача — снять верхние зачищенные останки, выложить их на баннер, зафиксировать конкретное количество, последовательность скелетов, их целостность, всё запротоколировать, и дальше продолжать расчистку, потому что останки идут ещё и ниже, — уточнил Журавлёв.

Раскопки стартовали в начале августа в рамках всероссийского проекта «Без срока давности», направленного на сохранение памяти о жертвах среди мирного населения во время Великой Отечественной войны. Место участникам поискового отряда указала Татьяна Киселёва. По её словам, здесь ещё в начале 2000-х кто-то установил металлический крест в память об убитых ребятах. Позже его заслонили подросшие ёлочки, и найти его получилось не сразу. Точных координат могилы, впрочем, не знал никто.

— В рамках консультационного совета, который был создан при Следственном управлении по Ленобласти, были проанализированы архивные документы, привлечён местный краевед — Киселёва Татьяна Фёдоровна, которая указала возможное месторасположение захоронения. А дальше — исключительно поисковые мероприятия, щуп, лопата, — рассказал журналистам «78» Николай Батарин, руководитель Следственного отдела по городу Тосно СУ СК РФ по Ленобласти.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

По словам представителя Следственного комитета, нижние слои были «законсервированы». А значит, останки, которые там могут обнаружиться, будут в значительно в более хорошем состоянии. Что же касается 11 уже найденных скелетов, категорично утверждать, что это подростки-ученики ФЗУ всё же пока нельзя, отметил Николай Батарин:

— Это покажет судебно-медицинская экспертиза в рамках процессуальной доследственной проверки. Но, исходя из фрагментов костных останков и той архивной работы, которая была проведена совместно с архивариусами и краеведами, можно говорить о том, что, предположительно, здесь были захоронены подростки. Это одна из версий, которую мы пока берём за основную.

Другие улики и другие жертвы

О том, что в котловане у посёлка Шапки находятся подростки из числа гражданских, говорят и другие детали. В том числе — личные вещи ребят. Здесь и гребешок, и часы, и походные ложки с вилками, и мундштуки для папирос, и пряжки от ремней. Сами ремни в том виде, в котором они обнаружены, также подтверждают основную версию.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Ремень застёгнут на талию подростка, — показал журналистам «78» Андрей Журавлёв. — Возможно, их раздевали перед расстрелом, потому что шинели не у всех находят.

Тем не менее, у найденных убитых отсутствует военное снаряжение, какая-либо военная амуниция, не говоря уже об оружии, — а значит, они явно не были ни солдатами, ни партизанами.

— У одного скелетированного останка мы обнаружили в районе груди пулю, — рассказал Журавлёв. — Грудная клетка сгнила, но пуля осталась в том районе, была обнаружена с помощью металлоискателя, извлечена и передана представителям следственного комитета для определения её принадлежности. Всего было обнаружено порядка десяти (пуль) и несколько стреляных пистолетных гильз.

Баллистическая экспертиза ещё впереди, отметил Николай Батарин. По её результатам можно будет установить, из какого оружия были расстреляны подростки. Но учащиеся ленинградского ФЗУ были в Шапках не единственными жертвами фашистов осенью 1941-го.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Как рассказала Татьяна Киселёва, деревню оккупировали 28 августа. В скором времени оккупанты расстреляли председателя сельсовета Фёдорова — им стало известно, что тот спрятал списки всех местных коммунистов и активистов.

Документы Фёдоров передал лейтенанту Семёну Бурме, молодому участковому Шапкинского отделения милиции. Вместе с бумагами последний ушёл из деревни, а когда его обнаружили, отказался называть место, где спрятал списки. Тогда лейтенанта отвели в его родное село Белоголово, где долго пытали, отрезая от него по кусочку. Семёну Бурме отрезали уши, нос, отрубили кисти рук... В итоге, его убили — когда стало ясно, что никакой информации от него не добиться.

В 1942 году немцы продолжили геноцид жителей Шапок. Они повесили учителя А.И. Финберга и его брата-экскаваторщика И.И. Финберга, а также депутата сельсовета И.Т. Алексеева. Сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту геноцида.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Но если имена убитых жителей посёлка известны и не раз упоминались позже в советской прессе с приставкой «герои», то о похороненных в братской могиле подростках мы не знаем почти ничего. Как их звали? В каком училище они учились? В какую деревню возвращались домой? Возможно, это всё же удастся выяснить теперь, почти 80 лет спустя. А родители мальчишек об их судьбе так и не узнали.

— Для меня это самое жуткое — вот мой ребёнок, я отдала его в большой город, чтобы он получил профессию, и я не знаю, что с ним стало... — призналась Татьяна Киселёва.