Осенью Петербург ожидает вторую волну коронавируса — и она, по прогнозам экспертов, может оказаться сильней и опасней первой. Как заявил журналистам эпидемиолог Михаил Фаворов, в нашем городе вероятен резкий рост заболеваемости за счёт того, что болезнь пришла к нам позже, чем в столицу — а значит, и антител в крови у петербуржцев меньше.
Но расслабляться рано не только из-за второй волны болезни. Коронавирус до сих пор не понятен учёным до конца из-за множества осложнений, которые эта болезнь оставляет после себя. К примеру, многие переболевшие столкнулись с ухудшением, а то и вовсе исчезновением обоняния.
Изначально эту проблему связывали исключительно с отёком слизистой носа, её воспалением и угнетением находящихся там обонятельных нейронов. Однако позже итальянские учёные сделали предположение, что вирус может влиять на обонятельные центры мозга, вызывая проблемы с ощущением запахов из самого «центра управления».
Потеря чувствительности к запахам — неприятное, но не самое пугающее последствие новой болезни. В середине июля профессор Павел Воробьёв заявил, что, по его наблюдениям, у всех больных коронавирусом происходит поражение головного мозга. Кроме того, по словам учёного, различные последствия болезни «всплывают» в течение нескольких месяцев после излечения.
Наиболее опасным последствием коронавирусной инфекции может оказаться инсульт. При этом, бояться его следует не только пожилым, априори находящимся в группе риска. Ещё в конце апреля текущего года американский нейрохирург Томас Оксли из медицинского центра Маунт-Синай рассказал изданию Washington Post о нескольких пациентах в возрасте от 33 до 49 лет, поступивших в его клинику с инсультами.
Как выяснилось, все они были COVID-положительны. Правда, у двух вовсе не было симптомов, а остальные болели коронавирусом в не самой тяжёлой форме. Тем не менее, врач предположил, что коронавирус напрямую связан с развитием инсульта у молодых (до 50 лет) пациентов.
Дело в том, что коронавирусная инфекция может вызывать усиленное тромбообразование. А прямым и логичным следствием появления тромбов вполне может быть инсульт. Как заявлял в беседе с журналистами Томас Оксли, во время операции по извлечению тромбов из мозга он видел, как новые образуются едва ли не моментально.
Прокомментировать открытия коллег из США мы попросили доктора медицинских наук, врача-невролога Вячеслава Назарова. Эксперт отметил, что в клинику Томаса Оксли в своё время поступило всего пять молодых пациентов с инсультами на фоне коронавирусной инфекции, а значит, делать выводы на основе такой выборки, мягко говоря, некорректно.
Однако в начале июля было обнародовано другое исследование американских неврологов. Врачи из отделения клинической и трансляционной нейронауки НИИ мозга и сознания Фейла Фэмили в коллаборации с коллегами из других медучреждений сравнили риски развития ишемического инсульта у двух групп пациентов: с гриппом и COVID-19.
Медики сопоставляли данные 1916 человек с диагнозом «коронавирус», находившихся в двух больницах Нью-Йорка, и 1486 пациентов, болевших гриппом. В результате, врачи заявили, что из 1916 человек с «коронавирусом» инсульт перенёс 31 человек, а у 1486 человек с гриппом инсульт развился у трёх пациентов. Был сделан вывод, что риск развития ишемического инсульта при коронавирусе в 7,6 раза выше, чем при гриппе.
Тем не менее, и это исследование не вызвало абсолютного доверия у петербургского эксперта:
— Выборка не очень большая, всего около 2000 пациентов. В мире инфицировано COVID-19 несколько миллионов пациентов! Делать такие серьёзные выводы, проанализировав всего 1916 случаев, не совсем корректно.
По мнению петербургского невролога, выводы, сделанные на основе этих исследований и довольно скромных выборок, могут стать основой для спекуляций и паники. Сказать, что коронавирус на самом деле увеличивает риск развития инсультов, особенно у молодых, мы пока с твёрдой уверенностью не можем.
Тем не менее, есть факты, в которых медики уже уверены.
— То, что при коронавирусной инфекции однозначно нарушается работа системы гомеостаза, то есть равновесия, и повышается тромбообразование — это, действительно, так, — рассказал Вячеслав Назаров. — Но это связано с тем, что COVID-19 влияет на работу свёртывающей системы человека: возникает так называемая системная воспалительная реакция, когда выбрасываются провоспалительные цитокины, или медиаторы воспаления. Они влияют, во-первых, на внутреннюю выстилку сосудов — эндотелий, на мембраны клеток крови, и способствуют тромбообразованию.
Цитокины — молекулы, которые отвечают за передачу клеткам, в основном, лимфоцитам информации о состоянии иммунной системы. Именно они сигнализируют организму, что в нём происходит нечто нехорошее — и пора бы ответить внешним раздражителям серьёзным ударом от иммунитета. Но не всегда цитокины успокаиваются вовремя. Случается, что они продолжают «кошмарить» организм, когда проблемы уже нет или она в достаточной мере решена. Это и есть цитокиновый шторм, который может серьёзно навредить здоровью даже молодого и крепкого человека.
— Поэтому при стационарном лечении коронавирусной инфекции, среднетяжёлом её течении назначаются антикоагулянты, для профилактики тромботических осложнений (образования тромбов), — отметил врач. — Без приёма антикоагулянтов у пациентов могут возникнуть тромбозы. То есть кому как повезёт. У кого-то тромбы стреляют в лёгкие и возникает тромбоэмболия лёгочной артерии, у кого-то тромбы могут стрелять в коронарные артерии — и возникает инфаркт, а у кого-то тромбы могут стрелять в голову — и возникает инсульт.
Повышенная свёртываемость крови и образование сгустков — действительно, реальная и серьёзная проблема для болеющих COVID-19. В англоязычной прессе появилось мнение американского врача Джейн Мараццо, которая предполагает, что сгустки крови могут быть и причиной ухудшения обоняния. Тем не менее, Вячеслав Назаров уверяет: в нашей стране есть стандартные методы лечения при такой проблеме:
— Назначение антикоагулянтов необходимо для профилактики и лечения осложнений. То есть инсульт может быть осложнением коронавирусной инфекции, он может развиться, может и нет.
Как избежать такого осложнения? Врач отметил, что есть ряд предписаний, придерживаясь которых, вы, без сомнения, можете уменьшить риск развития инсульта:
— Для обычного человека, у которого нет коронавирусной инфекции или он не знает, переболел или нет, но нормально себя чувствует, нормальная двигательная активность — раз, обильное употребление воды, минимум два литра в день — два, не злоупотребляем кофе, не злоупотребляем, а лучше вообще не употребляем энергетические напитки. По поводу курения — здесь отдельный разговор.
Есть и другие факторы, влияющие на тромбообразование и его последствия. Среди них, к примеру, приём женщинами гормональных контрацептивов. Как отметил в интервью телеканалу «78» главный внештатный специалист-невролог Комитета по здравоохранению, замдиректора по научной работе НИИ им. Джанелидзе Игорь Вознюк, употребление таких средств для профилактики беременности без знания особенностей собственного организма может привести к тромбозам и тяжелейшим инсультам.
В Петербурге за последние полгода общее количество летальных исходов от инсульта выросло на 20% — таковы данные Медицинского информационно-аналитического центра Комитета по здравоохранению города. Но молодым, отметил Игорь Вознюк, свойственны особые причины развития инсульта, часть из которых закладывается от рождения:
— Эта группа причин никогда не менялась, она свойственна популяции: около 1,5-2% — это пациенты молодого возраста, до 30 лет, как правило, у которых случается кровоизлияние в оболочке головного мозга в связи с аномалией развития сосудов. Они разрываются потому, что в этом возрасте созревает гормональная система, становится повышенным артериальное давление. Физическая активность, различные виды спорта, активной работы приводят к тому, что возникает повышенное давление, и тогда аномальный сосуд разрывается.
Кроме того, замдиректора НИИ Джанелидзе отметил, что на возникновение инсультов у молодых влияют и другие современные факторы:
— Использование средств, которые стимулируют психическую деятельность, допингов или наркотиков. Различные синтетические вещества, которые использует сейчас молодёжь, приводят к повреждению внутренней выстилки сосудов и активному тромбированию сосудов маленького, среднего и крупного диаметра. Если повезёт — последствием будут небольшие события ишемического характера, если не повезёт — человек становится инвалидом в молодом возрасте. Если выживет, конечно.
Говорить о том, что в наши дни выросло количество инсультов у молодых из-за коронавируса, всё же не стоит — таково мнение невролога. По мнению Вячеслава Назарова, неизвестно, какие наследственные или другие заболевания сопровождали пациентов, перенёсших инсульт на фоне COVID-19. Именно поэтому стоит изучить свои здоровье и наследственность пристальней и детальней.
— Если мы говорим про коронавирусную инфекцию и риск инсультов в молодом возрасте, никто не оценивал, есть ли у этих пациентов, например, антифосфолипидный синдром — он является одной из причин инсульта у лиц молодого возраста. Гипергомоцистеинемия, приём оральных контрацептивов и многое другое — это же никто не оценивал, потому что было не до этого, — разводит руками Назаров.
При этом невролог советует пройти определённый ряд обследований:
— Это липидограмма, анализы на антифосфолипидный синдром, коагулограмма, есть так называемый тест на тромбодинамику, который оценивает состояние плазменного гомеостаза, то, что происходит в сосуде в настоящий момент. Различные васкулиты тоже могут приводить к инсульту у лиц молодого возраста. Эта категория пациентов должна обратиться к неврологу либо к семейному врачу или врачу общей практики, и сказать: «Вы знаете, у меня есть такая проблема, я бы хотел профилактически пройти обследование». Может быть, (вскроются) какие-то генетические моменты.