У Петра Михайлова и его друзей есть прекрасная традиция: каждый год они собирают новый катамаран, чтобы отправиться на нём в очередное речное путешествие. Идея прямо из Петербурга доплыть до Сочи зрела у конструктора давно, но осуществить её он собрался только в 2020 году. Сейчас пятитонный катамаран, полностью созданный Михайловым и его друзьями, уже испробовал воды. А 4 августа состоится старт — и через полтора месяца путешественники планируют достичь Азовского моря.
— В прошлом году из Питера наши друзья ушли на катамаране в Средиземное море. Но из-за всех этих событий они немножко подзастряли в пути, — рассказал в интервью телеканалу «78» Пётр. — А в позапрошлом году мы построили катамаран, который шёл на солнечной энергии, и он пошёл в Астрахань. Но это была экологическая программа, у них цель была — максимально протяжённый маршрут по рекам и каналам, и вот они благополучно из Питера через Москву, через 50 городов дошли до Астрахани.
В этом году Михайлов с друзьями решили отправиться в Сочи, потому что этот город расположен в субтропиках, и покататься там на катамаране всегда приятно. Своё детище Пётр планирует оставить там:
— Чтобы была возможность просто приезжать и там его эксплуатировать.
Конечно, на месте катамаран с петербуржцами встретят сочинцы из числа знакомых Михайлова, которые и будут на этой лодке «жить и отдыхать», как выразился сам её создатель. А на протяжении всего длительного путешествия знакомые и друзья дружелюбного петербуржца будут сменять друг друга на борту катамарана Colombia в разных городах и портах.
Идея построить именно этот катамаран, пятитонную крейсерную красавицу-лодку Colombia со всеми удобствами и двумя моторами, возникла у Петра ещё полтора года назад. Но в целом делу постройки этого плавсредства он посвятил всю жизнь. После неудачной попытки собрать катамаран дома в подростковом возрасте, петербуржец многие годы занимался созданием разборных судов.
— А первый именно такой жёсткий туристический крейсерский катамаран я построил в 2013 году, — вспомнил наш собеседник. — Вот на нём ходил много лет, приобрёл некий опыт, понял, что нужно от лодки, и на базе этого опыта потом построил ещё несколько лодок — всего более десятка катамаранов. И вот сейчас это вылилось в такие формы. В моём понимании, это оптимальная лодка, на которой может ходить, справляться с ней один человек. И, в то же время, на этой лодке может комфортно находиться до восьми человек.
При этом, путешествовать на ней может ещё больше пассажиров: всего на катамаране десять спальных мест. Есть каюты, санузлы, полностью оборудованная (в том числе газовой плитой и холодильником) кухня — то есть «всё необходимое для жизни». И, конечно, идеальное место рулевого, с которого можно управлять лёгкой лодкой, не делая ни одного лишнего шага.
— Все органы управления в одном месте, — отметил хозяин катамарана. — Я в одиночку могу отрегулировать и поставить любой парус, не сходя с места. Это и безопасно, так как мне не надо перемещаться, и очень удобно, если я иду в одиночку.
Катамаран — в первую очередь парусное судно, и, хоть детище Михайлова оснащено сразу двумя моторами по 25 лошадиных сил каждый, на парусах катамаран идёт значительно быстрее.
— На моторах у нас максимальная скорость 14 км/ч, а на парусах мы можем идти и 20, и более. Поэтому мотор здесь вспомогательный. Он нужен для переходов без парусов и для захода-выхода в гавань. А основа — это паруса, — подчеркнул петербуржец. — Парус ставится в течение пяти минут. Эта лодка предназначена для управления одним человеком, и, выйдя в море, мне достаточно пяти минут, чтобы поставить паруса и двигаться дальше только на энергии ветра.
По словам Петра Михайлова, научиться управлять парусным катамараном совсем не сложно — это делается «на ходу», и достаточно двух недель интенсивного обучения в команде, чтобы освоить все базовые принципы этого речного искусства. Конечно, не всем бывает достаточно двух недель. Тем не менее, именно столько отводит на освоение основных навыков международная программа, по которой готовят boatkeeper`ов начального уровня. А значит, отправиться по маршруту энтузиаста Михайлова может практически любой.
— Один мой знакомый ушёл из Швеции на лодке, (при этом) у него был практически нулевой опыт, — вспомнил создатель катамарана. — То есть он приехал в Швецию, купил лодку, у него не было даже никакой навигации, ему просто примерно сказали, как идти. Это была, конечно, авантюра, но он сел на лодку в Швеции и пришёл в Санкт-Петербург, не заходя никуда абсолютно, просто через море, имея минимальный набор навигационных инструментов. Не было даже навигации GPS, он шёл по компасу.
От Петербурга до Сочи энтузиастам предстоит пройти 4000 километров по разным рекам, озёрам и водохранилищам. Маршрут будет разделён на две неравные части: 4/5 пути Михайлов планирует пройти на моторах и только 1/5 — под парусами. Паруса будут подняты в Ростове-на-Дону. До этого на путешествие уйдёт около 1000 литров бензина.
— Весь маршрут мы планируем пройти где-то за 45 дней. То есть мы закладываем 30-35 дней до Ростова, там мы ставим мачту, поднимаем паруса, и дальше уже — конечно, всё зависит от погоды — но дальше нам бензин уже не потребуется, — рассказал владелец катамарана.
Чтобы экономить топливо, путешественники пойдут по воде не спеша — со скоростью 10-11 км/ч. А чтобы путешествие не растянулось до зимы, идти будут без остановки, организовав круглосуточную вахту и останавливаясь только для пополнения запасов.
Маршрут петербуржцев весьма непрост. Вот как описали его они сами в интервью телеканалу «78»:
— Из Петербурга по Неве мы пойдем на северо-восток, поднимемся в Ладогу, потом по Свири поднимемся в Онегу, и потом, уже после Онеги начнём спускаться в сторону юга до Рыбинского водохранилища. А потом нам придётся опять повернуть на восток и идти через Волго-Балтийский канал, через всю Волгу практически до Волгограда. Там мы переходим в маршрут по степи, затем переходим в Дон и по Дону заходим в Азовское море. А дальше — Керченский мост.
Как отметил Пётр Михайлов, «живых» рек на его маршруте не так уж много — большая часть водных путей представляет собой искусственно созданные водохранилища. Среди первых — Нева и Свирь. При этом Нева, по его словам, представляет собой особенно интересную часть пути:
— Нева — она, казалось бы, всего 70 км, но скорость течения такова, что эти 70 км она протекает за 14 часов. И Неву мы будем проходить примерно 12 часов, по опыту. То есть получается, что Неву мы пройдём два раза: 70 км по карте и ещё 60 км по течению. Вот такой есть нюанс.
После выхода из Ладоги в Свирь начнётся «история со шлюзами» — переходами из одного водоёма в другой. Как отметил путешественник, впереди его и его команду ждёт не один десяток шлюзов, а значит, придётся ждать их открытия, чтобы пройти вместе с большими судами.
— Ради нас шлюз не открывают, естественно: ждут, когда подойдёт большое коммерческое судно, после чего нас с ним запускают, и мы идём дальше, — пояснил наш собеседник.
Самой экзотической и необычной частью маршрута путешественники считают участок от Волгограда до Дона:
— Там маршрут проходит по каналу, который находится посреди степи. То есть там нет реки, её там никогда и не было, но есть искусственный канал, куда закачивают воду: или из Волги, или из Дона. И мы будем идти просто по желобу из воды, проложенному (в земле). Такая сюрреалистическая картина: кругом степь, к сентябрю это будет уже такая жухлая, выжженная степь, а ты плывешь на яхте посреди степи.
Но из выжженной степи петербургские путешественники всё равно доберутся до субтропического моря.