Экономика
13:0430 июля 2020

Ходят, но не покупают: ТЦ Петербурга ждёт московский сценарий восстановления

Сразу после открытий в крупные торговые комплексы Петербурга вернулись 65—80% посетителей от привычного летнего потока. Участники рынка с тревогой ждут осени и предрекают проблемы районным ТРК, где уставшие от центра горожане отдыхают по выходным.
Фото: Alexander Zemlianichenko Jr/ Xinhua/ globallookpress.com

Торговые центры в Северной столице простояли закрытыми с 26 марта. В некоторых из них принимали посетителей продуктовые магазины, ремонтные мастерские и салоны связи. В начале этой недели ТЦ вернулись к докарантинному режиму работы. Однако закрытыми все ещё остаются фуд-корты и кинотеатры, генерирующие свой поток посетителей. 78.ru опросил участников рынка, потянулись ли петербуржцы в торговые центры и какое будущее ждёт такие комплексы.

Без спонтанных покупок

По словам гендиректора торгового дома «Пассаж», партнера Jensen Group Дмитрия Абрамова, в первые дни после открытия торгового дома посетителей было примерно столько, сколько и в аналогичный летний период прошлого года.

— Мы ожидали, что в первые недели работы торговых центров будет волна покупателей, которые устали от ограничений. Кроме того, сейчас у людей есть объективная потребность покупать одежду на новый сезон. Однако мы потеряли иностранных туристов. Для «Пассажа» это важная часть целевой аудитории, так как иностранцы добавляют в сезон до 25—30% товарооборота у некоторых наших арендаторов. Да и средний чек у заграничных туристов больше, чем у соотечественников. Мы надеемся, что осенью спрос плавно распределится по месяцам и к концу года будет хоть сколько-то близкий к декабрю 2019 года, — рассказал Дмитрий Абрамов.
Фото: ТД
Фото: ТД "Пассаж" в vk.com

За период пандемии в «Пассаже» закрылись лишь два небольших магазина. Владельцы комплекса вели работу с арендодателями постоянно, шли им на уступки по платежам и предлагали взаимовыгодные условия сотрудничества. В конце июля было подписано соглашение между компанией Jensen Group (Пассаж) и «СПАР Миддл Волга» (торговая сеть EUROSPAR) об открытии супермаркета на цокольном этаже на месте супермаркета «ЛЭНД». Для Петербурга — это будет новый формат продуктовой розницы. В составе супермаркета появятся собственные пекарня и кондитерская. Прямо в торговом зале будет организована зона, где покупатели смогут попробовать всё приготовленное в супермаркете, место для встреч и общения.

Как считает Дмитрий Абрамов, четыре месяца запрета на работу магазинов в ТЦ (в два раза дольше, чем в Москве) негативно сказались на бизнесе владельцев ТЦ, объектах и их персонале. Напоминает он и о том, что пока ещё действует запрет на работу островных торговых точек в ТРК и фуд-кортов, это плохо отражается на настроении посетителей, уменьшает долю спонтанных покупок.

Всегда придут?

На то, что в городе по-прежнему закрыты фуд-холлы и кинотеатры обращает внимание и директор по маркетингу ТРЦ «Галерея» Александр Серёгин. По его данным, в первый день открытия 27 июля в комплексе было около 60 тыс. посетителей.

— Это примерно 80% от того, что мы имеем обычно в этот период. Средний чек мы пока не считали. Иностранцев у нас было всегда немного в отличие от «Пассажа», поэтому как-то существенного сжижения мы не почувствовали, — констатирует Александр Серёгин.

По его словам, арендаторов, которые и могли открыться, но не сделали этого, не так уж много.

Фото: Alexander Zemlianichenko Jr/ Xinhua/ globallookpress.com
Фото: Alexander Zemlianichenko Jr/ Xinhua/ globallookpress.com
— Мы старались всех удержать. Мы уверены в том, что ТРК «Галерея» — это тот комплекс, куда горожане и гости Северной столицы всегда будут ходить, — отмечает Александр Серёгин и добавляет, что в перспективе больше всего от ограничений, естественно, пострадают небольшие районные ТЦ, а не крупные объекты в центре.

Как рассказали в «Невском центре», в первый рабочий день в полноценном формате его посещаемость составила 65% от аналогичного дня прошлого года.

— Опыт других регионов, например, Москвы, показывает, что в первые дни после открытия ТЦ посещаемость находится на уровне 50—70% от прошлого года в зависимости от объекта. Мы не ожидаем какого-либо резкого роста, но рассчитываем, что в течение нескольких месяцев посещаемость восстановится до обычных значений, — отметили там и заверили, что всех арендаторов удалось сохранить.

Подальше от центра

Как напомнили в пресс-службе «Адаманта», в настоящее время у холдинга в собственности и управлении находится 22 торгово-развлекательных комплекса в Петербурге, общей площадью более 1,2 млн «квадратов». Все эти объекты свои двери открыли 27 июля.

— В первый день работы торговых комплексов мы увидели обычную посещаемость, свойственную летним месяцам. Также нужно понимать, что открытие комплексов пришлось на начало рабочей недели, а пик посещаемости всегда приходится на выходные, — отметили там, добавив лишь, что в стандартной ситуации речь идёт «о десятках тысяч человек в день».
Фото: Alexander Zemlianichenko Jr/ Xinhua/ globallookpress.com
Фото: Alexander Zemlianichenko Jr/ Xinhua/ globallookpress.com

В пресс-службе добавили, что в период простоя вопрос с арендаторами решался индивидуально и все компании получили требуемые преференции. Там также напомнили, что сама отрасль торговых центров так и не вошла в список пострадавших от коронавируса и не получила никакой существенной помощи от города и государства.

По словам исполнительного директора SRV в России («Охта Молл» и «Жемчужная плаза») Ольги Болотниковой, трафик в торговых объектах девелопера вернулся даже на 100% и также удалось сохранить всех арендаторов.

Между тем, на условиях анонимности многие участники рынка признаются: средний чек серьёзно упал, многие посетители по комплексам просто гуляют, есть и те, кто возвращает товары, приобретённые через интернет-магазины. С тревогой ждут собственники ТЦ и осени, когда арендаторы должны будут внести платежи.

Директор департамента торговой недвижимости Colliers International в Петербурге Ирина Царькова считает, что горожанам не стоит опасаться закрытия небольших районных торговых центров. Шопинг выживет и на окраинах.

— В большинстве своём такие объекты рассчитаны на повседневный спрос. В составе подобных ТЦ есть продуктовые супермаркеты, которые не закрывались во время пандемии, детские магазины, сервисные точки и прочие, то есть, комплексы достаточно устойчивы с точки зрения спроса сегменты, — рассуждает Ирина Царькова.

Она согласна с участниками рынка в том, что восстановление ТЦ в Петербурге будет проходить по сценарию Москвы.

ДеньгиБизнесТорговля
Новости партнеров