Обычно ремонт объекта культурного значения действительно преображает здание — порой его просто не узнать. Так вышло и с доходным домом банкира Михаила Соловейчика на Репина, 16/3. Только вот сработало это в обратную сторону: изумительный балкон, стеклянная крыша, — всё это осталось в памяти тех, кто видел здание до реставрации. Сейчас всё замазано и загорожено.
Даже жители окрестных домов не могут опознать в строении культурное наследие. Присмотревшись внимательно, становится понятно: реставрацией это назвать нельзя даже тому, кто не имел с этим дела никогда. Оконные наличники посажены на шурупы, цементный раствор на фасаде — такое варварство не допустил бы ни один профессионал. И в какой-то момент активисты поняли: ремонт дома-памятника идёт явно не по плану.
— Лично я заметила первую активность здесь 14 апреля 2020 года. Возможно, она была и раньше, но у меня первая фотография именно с этого дня, когда начались работы на кровле, и затем они активно продолжались. Вот сейчас уже сняты леса, — рассказала жительница Северной столицы Марина Зубкова.
Поражает то, что в петербургском Комитете по охране памятников тоже удивились активности на историческом объекте: за разрешением на возрождение доходного дома Соловейчика к ним никто не обращался.
Сомнительная реставрация в момент приезда съёмочной группы 78.ru на объекте не велась, но после того, как на объект обратили внимание общественники и пресса, там побывали и сотрудники полиции — без их помощи найти компанию, ответственную за работы, будет непросто. Информация, обнародованная на прикреплённой к забору табличке, как выяснилось, не имеет ничего общего с реальностью.
Здание появилось здесь еще в первой четверти XIX века. Почти через 100-летие владельцем дома стал Михаил Соловейчик. В годы Первой мировой он обустроил здесь госпиталь для раненых солдат. После смерти собственника, а затем и с началом революции, вся его семья эмигрировала зарубеж.
— В советское время в здании находились коммунальные квартиры. И тогда, само собой, богатые интерьеры были утрачены. В 2007 году здание было полностью освобождено от жильцов. А в 2013 году появился проект его реконструкции, — пояснил член петербургского Союза краеведов Александр Чернега.
Компания «Амитек», указанная на информационном щите, действительно собиралась реставрировать дом и сделать из него гостиничный комплекс. Тогда же появился и проект, но градозащитников он не устроил — потому что предусматривал замену перекрытий, хотя там сохранилась отделка и лепнина, уточнила член петербургского отделения ВООПИиК Анна Капитонова.
— Кроме того, на территории памятника предусматривалось строительство. Под видом воссоздания каретника. Это очень всё сомнительно, потому что строительство на территории памятника у нас запрещено, — подчеркнула она.
Перед распадом «Амитека» руководители компании отказались от своей идеи и продали дом. Новый владелец оказался частником, сообщили в Комитете по охране памятников, и гораздо более решительным, нежели его предшественники.
Но за свою инициативность владельца накажут, и правоохранители уже ведут работу в этом направлении. Также готовится исковое заявление о понуждении пользователя выполнить работы по реставрации объекта.
А пока чиновники разыскивают собственника дома, его фасад частично уже успели покрасить и заменить оконные рамы. Защитники объекта культурного наследия надеются, что горе-реставраторы не успеют внести существенные конструктивные изменения, после которых его придётся не реставрировать, а воссоздавать.
Напомним, ранее 78.ru рассказывал, как жильцы пытаются спасти старинную брусчатку во дворе дома Семёнова на Римского-Корсакова.