Депутат Госдумы Василий Власов направил главе Роспотребнадзора РФ Анне Поповой письмо с предложением выплачивать покупателям половину штрафа за найденные ими в продуктовых сетях просроченные продукты. Речь может пойти о суммах в 10—15 тыс. рублей.
Ретейлеры припоминают участников движения «Хрюши против», якобы подкидывавших «просрочку» в ТЦ «Народный», и предрекают массовое появление покупателей-мошенников.
Эксперты по потребительскому рынку признают, что в крупных торговых сетях в Петербурге встретить просроченные продукты практически невозможно, такая проблема есть лишь в небольших точках формата «шаговой доступности». Но гораздо больше вопросов у жителей Северной столицы возникает к качеству еды, и здесь покупатель остаётся «один на один» с продавцом. Не решит инициатива депутата Госдумы и проблему с хаотичной торговлей сомнительными овощами и фруктами неизвестного происхождения с лотков у станций метро.
Как напоминает депутат Власов в письме в Роспотребнадзор, в настоящее время штрафы для юридических лиц за торговлю просроченными продуктами питания составляют от 20 до 30 тыс. рублей. Половину этой суммы народник избранник предлагает направлять покупателям, обнаружившим на полках еду с истекшим сроком годности. По словам парламентария, россияне, купившие «просрочку», и сейчас могут получить компенсацию за моральный вред, но это «символические суммы», которые приходиться выбивать в суде. В связи с этим он предлагает разработать некий правовой механизм, при котором человек, нашедший продукты с истекшим сроком на полке в магазине и сообщивший об этом в контролирующие органы, сможет рассчитывать на сумму в 50% от наложенного на ретейлера штрафа. Как считает Власов, такая инициатива возродит традиции общественного контроля и поможет эффективнее выявлять «просрочку», которая в федеральном законодательстве приравнена к опасной продукции и подлежит уничтожению.
Здесь стоит отметить, что дискуссии о судьбе продуктов питания с истекающим сроком годности возникают с завидным постоянством на форумах ретейлеров. В таких обсуждениях работники торговли часто обсуждают «бабушек, профессионально специализирующихся на поисках просрочки». Обнаружив её, такие покупательницы устраивают скандалы с администрацией магазина, угрожая обратиться в Роспотребнадзор. В итоге в 80% случаев всё заканчивается «мирным соглашением». Просрочку просто дарят покупателям. Если же человек выясняет только дома, что купил такой товар, то продукты тут же предлагают заменить или незамедлительно возвращают деньги.
Давно существует в Петербурге и система, когда еду с истекающим сроком действия серьёзно уценивают. Такая практика применяется, например, в X5 Retail Group («Карусель», «Перекрёсток», «Пятёрочка»). В сети «Ашан» с уценкой не работают. Но у этого ретейлера действует программа «Гарантия свежести», в рамках которой продукция снимается с продажи раньше, чем это заявлено на этикетке. Например, если срок годности составляет 12 часов, то товар снимается с полки через 10 часов. Если срок годности четыре дня, то снятие с продажи происходит через три.
Вместе с тем, на форумах продавцы честно признаются: отследить за 100% продуктов невозможно, всегда найдётся какой-нибудь безответственный работник, манкирующий своими обязанностями.
Совладелец сети «РеалЪ» Александр Мышинский отзывается об инициативе Василия Власова известной цитатой: «по форме правильно, по сути — издевательство». Предложение о штрафах только подхлестнёт волну «потребительского терроризма». Александр Мышинский вспоминает движение «Хрюши против». В 2012 году в Петербурге разгорелся крупный скандал с ТЦ «Народным». Сотрудники этого заведения утверждали, что активисты якобы подбрасывали им «просрочку». Участники движениям обвиняли охранников магазина в избиениях. Те заявляли, что якобы «хрюши» напали первыми. В итоге все оказались задержаны сотрудниками полиции.
В 2013 году участники движения снова подрались с администраторами торговой точки на Ижорской, 13.
— Таким предложением подобным «хрюшам» дают все карты в руки, и их станет больше. Обычные люди, а не ярые активисты, теперь тоже могут заняться подкидыванием «просрочки». И надо понимать, что ни один ретейлер не заинтересован в том, чтобы намеренно торговать продуктами с истекшим сроком годности и тем самым портить себе репутацию, — считает Александр Мышинский.
Как он поясняет, у ретейлеров существуют нормы списания. В стандартной ситуации списывается около 1% продукции.
По словам руководителя экспертно-юридической службы МОО «Общество Потребителей Петербурга и Ленобласти» Татьяны Суетовой, жалоб на «просрочку» от петербуржцев поступает немного. Речь идёт, максимум, о нескольких обращениях в год. В основном проблема с просроченными продуктами есть у небольших магазинов «у дома», к крупным ретейлерам вопросов практически не имеется.
При этом гораздо больше претензий у горожан к качеству продовольственных товаров, а этим никто в Северной столице серьёзно заниматься не хочет.
— Часто встречается ситуация, когда люди приобретают замороженные продукты с долгим сроком хранения. Через две—три недели, например, покупатели такую продукцию размораживают и пытаются приготовить. Срок использования формально не истёк, но людей не устраивает запах, посторонние привкусы, консистенция, цвет и т. д. Центр контроля качества такими вещами заниматься не хочет. Это не непродовольственные товары, где есть хоть какие-то нормативы. Не занимается этим и Роспотребнадзор, если речь не идёт об отравлении. В итоге продавец остаётся «один на один» с покупателем и волен творить, что хочет, — поясняет Татьяна Суетова.
Она припоминает опыт СССР, когда существовала Росторгинспекция. Появления сотрудников этой организации боялись в магазинах по всей стране.
— В этой структуре работали не только врачи, как сейчас в основном в Роспотребнадзоре, но и опытные товароведы, хорошо знающие производителей продукции и их проблемы. Возродить такую структуру было бы бесценно, — уверена Татьяна Суетова.
По её словам, также есть проблема со шрифтом на этикетках. Прочитать на них состав продуктов иногда не могут даже люди с нормальным зрением. В некоторых городских магазинах дошли до того, что стали вывешивать лупы.
— Покупатели имеют право знать состав продуктов, которые приобретают. И вот такие товары с нечитаемыми этикетками наравне с «просрочкой» по-хорошему тоже надо выкидывать с полок, — подчёркивает эксперт.
Татьяна Суетова также обращает внимание на проблему в Северной столице с несанкционированной торговлей овощами и фруктами с лотков около станций метро. Продавцы в таких точках сами не знают, откуда привезли товар, как его выращивали и является ли он безопасным для потребления. Ещё больше вопросов вызывает то, как и где хранят по ночам такие сомнительные овощи и фрукты.