Прямой эфир

Найти и обезвредить: заработают ли петербуржцы на поиске просроченной еды в магазинах?

Светлана Коваленко
28 июля 2020, 17:55
В Госдуме придумали, как наказать некоторых недобросовестных продуктовых ретейлеров, не чистящих полки от «просрочки». За её поиск доплатят покупателям. Эксперты уверены: в Петербурге проблем с «просрочкой» нет, но качество еды под вопросом.
Фото: Christoph Soeder/globallookpress.com

Депутат Госдумы Василий Власов направил главе Роспотребнадзора РФ Анне Поповой письмо с предложением выплачивать покупателям половину штрафа за найденные ими в продуктовых сетях просроченные продукты. Речь может пойти о суммах в 10—15 тыс. рублей.

Ретейлеры припоминают участников движения «Хрюши против», якобы подкидывавших «просрочку» в ТЦ «Народный», и предрекают массовое появление покупателей-мошенников.

Эксперты по потребительскому рынку признают, что в крупных торговых сетях в Петербурге встретить просроченные продукты практически невозможно, такая проблема есть лишь в небольших точках формата «шаговой доступности». Но гораздо больше вопросов у жителей Северной столицы возникает к качеству еды, и здесь покупатель остаётся «один на один» с продавцом. Не решит инициатива депутата Госдумы и проблему с хаотичной торговлей сомнительными овощами и фруктами неизвестного происхождения с лотков у станций метро.

Фото: Mustafa Kaya/globallookpress.com
Фото: Mustafa Kaya/globallookpress.com

Возродить общественный контроль

Как напоминает депутат Власов в письме в Роспотребнадзор, в настоящее время штрафы для юридических лиц за торговлю просроченными продуктами питания составляют от 20 до 30 тыс. рублей. Половину этой суммы народник избранник предлагает направлять покупателям, обнаружившим на полках еду с истекшим сроком годности. По словам парламентария, россияне, купившие «просрочку», и сейчас могут получить компенсацию за моральный вред, но это «символические суммы», которые приходиться выбивать в суде. В связи с этим он предлагает разработать некий правовой механизм, при котором человек, нашедший продукты с истекшим сроком на полке в магазине и сообщивший об этом в контролирующие органы, сможет рассчитывать на сумму в 50% от наложенного на ретейлера штрафа. Как считает Власов, такая инициатива возродит традиции общественного контроля и поможет эффективнее выявлять «просрочку», которая в федеральном законодательстве приравнена к опасной продукции и подлежит уничтожению.

Успеть вовремя

Здесь стоит отметить, что дискуссии о судьбе продуктов питания с истекающим сроком годности возникают с завидным постоянством на форумах ретейлеров. В таких обсуждениях работники торговли часто обсуждают «бабушек, профессионально специализирующихся на поисках просрочки». Обнаружив её, такие покупательницы устраивают скандалы с администрацией магазина, угрожая обратиться в Роспотребнадзор. В итоге в 80% случаев всё заканчивается «мирным соглашением». Просрочку просто дарят покупателям. Если же человек выясняет только дома, что купил такой товар, то продукты тут же предлагают заменить или незамедлительно возвращают деньги.

Фото: Daisuke Asauchi/globallookpress.com
Фото: Daisuke Asauchi/globallookpress.com

Давно существует в Петербурге и система, когда еду с истекающим сроком действия серьёзно уценивают. Такая практика применяется, например, в X5 Retail Group («Карусель», «Перекрёсток», «Пятёрочка»). В сети «Ашан» с уценкой не работают. Но у этого ретейлера действует программа «Гарантия свежести», в рамках которой продукция снимается с продажи раньше, чем это заявлено на этикетке. Например, если срок годности составляет 12 часов, то товар снимается с полки через 10 часов. Если срок годности четыре дня, то снятие с продажи происходит через три.
Вместе с тем, на форумах продавцы честно признаются: отследить за 100% продуктов невозможно, всегда найдётся какой-нибудь безответственный работник, манкирующий своими обязанностями.

Поддержать «хрюш»

Совладелец сети «РеалЪ» Александр Мышинский отзывается об инициативе Василия Власова известной цитатой: «по форме правильно, по сути — издевательство». Предложение о штрафах только подхлестнёт волну «потребительского терроризма». Александр Мышинский вспоминает движение «Хрюши против». В 2012 году в Петербурге разгорелся крупный скандал с ТЦ «Народным». Сотрудники этого заведения утверждали, что активисты якобы подбрасывали им «просрочку». Участники движениям обвиняли охранников магазина в избиениях. Те заявляли, что якобы «хрюши» напали первыми. В итоге все оказались задержаны сотрудниками полиции.

В 2013 году участники движения снова подрались с администраторами торговой точки на Ижорской, 13.

Фото: Robert Michael/globallookpress.com
Фото: Robert Michael/globallookpress.com
— Таким предложением подобным «хрюшам» дают все карты в руки, и их станет больше. Обычные люди, а не ярые активисты, теперь тоже могут заняться подкидыванием «просрочки». И надо понимать, что ни один ретейлер не заинтересован в том, чтобы намеренно торговать продуктами с истекшим сроком годности и тем самым портить себе репутацию, — считает Александр Мышинский.

Как он поясняет, у ретейлеров существуют нормы списания. В стандартной ситуации списывается около 1% продукции.

Заняться по-настоящему важным

По словам руководителя экспертно-юридической службы МОО «Общество Потребителей Петербурга и Ленобласти» Татьяны Суетовой, жалоб на «просрочку» от петербуржцев поступает немного. Речь идёт, максимум, о нескольких обращениях в год. В основном проблема с просроченными продуктами есть у небольших магазинов «у дома», к крупным ретейлерам вопросов практически не имеется.

При этом гораздо больше претензий у горожан к качеству продовольственных товаров, а этим никто в Северной столице серьёзно заниматься не хочет.

Фото: Zhang Cheng/globallookpress.com
Фото: Zhang Cheng/globallookpress.com
— Часто встречается ситуация, когда люди приобретают замороженные продукты с долгим сроком хранения. Через две—три недели, например, покупатели такую продукцию размораживают и пытаются приготовить. Срок использования формально не истёк, но людей не устраивает запах, посторонние привкусы, консистенция, цвет и т. д. Центр контроля качества такими вещами заниматься не хочет. Это не непродовольственные товары, где есть хоть какие-то нормативы. Не занимается этим и Роспотребнадзор, если речь не идёт об отравлении. В итоге продавец остаётся «один на один» с покупателем и волен творить, что хочет, — поясняет Татьяна Суетова.

Она припоминает опыт СССР, когда существовала Росторгинспекция. Появления сотрудников этой организации боялись в магазинах по всей стране.

— В этой структуре работали не только врачи, как сейчас в основном в Роспотребнадзоре, но и опытные товароведы, хорошо знающие производителей продукции и их проблемы. Возродить такую структуру было бы бесценно, — уверена Татьяна Суетова.
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

По её словам, также есть проблема со шрифтом на этикетках. Прочитать на них состав продуктов иногда не могут даже люди с нормальным зрением. В некоторых городских магазинах дошли до того, что стали вывешивать лупы.

— Покупатели имеют право знать состав продуктов, которые приобретают. И вот такие товары с нечитаемыми этикетками наравне с «просрочкой» по-хорошему тоже надо выкидывать с полок, — подчёркивает эксперт.

Татьяна Суетова также обращает внимание на проблему в Северной столице с несанкционированной торговлей овощами и фруктами с лотков около станций метро. Продавцы в таких точках сами не знают, откуда привезли товар, как его выращивали и является ли он безопасным для потребления. Ещё больше вопросов вызывает то, как и где хранят по ночам такие сомнительные овощи и фрукты.