Культура
17:317 июля 2020

Императрица петербургского театра: актриса Ольга Самошина отмечает 60-летний юбилей

Ольга Самошина — одна из тех актрис, которые собственным внутренним огнём способны сделать яркой любую роль. Сегодня, в день рождения заслуженной артистки России и звезды Театра на Литейном, вспомним её странных и страстных героинь.
Кадр из сериала "Звёзды и лисы"/ Фото: kino-teatr.ru

Три поколения актёрской династии

Ровно 60 лет назад, 7 июля 1960 года, в Ленинграде родилась будущая актриса и просто роскошная женщина — Ольга Самошина. Её судьба как будто была предрешена заранее: мать Ольги Майя Забулис также была известной артисткой, служившей в Ленконцерте и сыгравшей роли в таких фильмах, как «Дорогой мой человек» и «Улица полна неожиданностей». Отец актрисы, Борис Самошин, также всю свою жизнь связал с петербургским театром — Александринкой.

Ещё в студенческие годы, учась в Ленинградском театральном институте, Ольга Самошина влюбилась на всю жизнь. Её избранником, а позже и мужем стал актёр Константин Воробьёв, получивший известность в молодости благодаря роли Дика в телефильме «Остров сокровищ». С тех пор они прожили вместе уже более 40 лет, и актёрская династия продолжает развиваться: на счету Полины, дочери Самошиной и Воробьёва, уже около 60 ролей. Сама же Полина, как и мать, и бабушка, вышла замуж за актёра — Максима Студеновского.

Полина Воробьёва/ Фото: Маргарита Миронова/ Театр
Полина Воробьёва/ Фото: Маргарита Миронова/ Театр "Мастерская" в vk.com

Возможно, общность интересов и помогла Самошиной сохранить крепкую семью на четыре десятка лет. И любимому мужу она преданна так же, как и любимой профессии. Правда, первые десять лет после окончания Театрального института у Ольги было совсем не много ролей — в Театре им. Комиссаржевской её типаж не находил применения. Но всё изменилось, когда в начале 90-х актриса пришла в Театр на Литейном.

Царские роли Самошиной

В Театре на Литейном Ольга Самошина раскрылась в своём истинном обличье — настоящей царицы. И не жестокой, не железной, а по-женски мягкой глубоко внутри, но пламенной снаружи. В постановке пьесы Бернарда Шоу «Великая Екатерина» она сыграла главную роль — взбалмошной императрицы, которая не подчиняется никому. А то, чего ей хочется, берёт сама.

На главную роль в пьесе Шоу Самошину пригласил лауреат Госпремии России Геннадий Тростянецкий. «Великая Екатерина» знаменитого ирландского драматурга и писателя — небольшая одноактная комедия о приключениях англичанина при дворе русской императрицы. И хоть такой жанр не слишком, на первый взгляд, вяжется с величием, петербургская актриса сумела развернуть образ своей Екатерины во всей красе.

По сюжету, в Россию прибывает драгунский капитан Эдстейстон с невестой Клэр. Первая же аудиенция Эдстейстона у императрицы выходит безумной: пьяный фаворит князь Потёмкин врывается утром в спальню Екатерины и швыряет англичанина ей на постель. Чудовищное происшествие будто бы заканчивается для капитана прекрасно: императрица дарит ему улыбку и зовёт в будуар... Но англичанин бросается в бегство.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Великая Екатерина"/ Фото: официальный сайт театра "На Литейном"

Екатерина в этой пьесе — женщина, а не политик. Сильная и всегда добивающаяся того, что ей нужно. Когда по её требованию англичанина приносят ей в покои связанного, она «пытает» его истинно по-женски — щекоча носком туфельки по рёбрам. Таковы же и другие героини Самошиной: яркие, огненные, в мареве красного плаща и красной помады, воплощающие в себе самую глубину женской сущности... Но без намёка на жесткость.

Екатерина Великая, впрочем, была не единственной императрицей, которую сыграла в своей жизни Самошина. В 2007 году, через много лет после первой примерки царского платья, артистка сыграла Елизавету в сериале «Пером и шпагой» по роману Валентина Пикуля. И эта роль подошла ей особенно хорошо.

Трагические образы актрисы

Ольга Самошина играла и других особ королевских кровей. Среди самых известных её ролей — Гонерилья в «Короле Лире» Шекспира. Одна из двух неблагодарных дочерей, выгнавших отца из собственного королевства, она вышла у Самошиной не злобной, а, скорее, раздражённой. И, конечно же, совершенно роскошной.

Но высшую театральную премию Петербурга «Золотой софит» актриса получила за роль влюблённой галантерейщицы Тойбеле в спектакле «Тойбеле и её демон» по пьесе Исаака Зингера. В этой роли Самошина раскрыла всю невозможную глубину трагедии женщины, навсегда потерявшей любовь.

Тойбеле — невероятно красивая женщина, которую бросил муж. Её дети умерли во младенчестве, но все эти горести не смогли сломить сильную и прекрасную женщину. Одинокой красавице не выйти замуж второй раз, ведь муж её жив — но пропал. И тогда в её жизни появляется демон Гурмизах, в которого она, против своей воли, влюбляется до глубины души.

Ольга Самошина в роли Тойбеле, 1996 г./ Фото: Театр
Ольга Самошина в роли Тойбеле, 1996 г./ Фото: Театр "На Литейном" в vk.com

Но Гурмизах — лишь маска соседа-шутника Алхонона, который, в итоге, женится на Тойбеле. Однако он никогда не признается Тойбеле, что демоном, который приходил к ней по ночам, был он сам. И красавица будет бесконечно умирать от горя под одной крышей с тем, кого любит больше всего.

Страсть на киноплёнке

Несмотря на многие годы, отданные театральным подмосткам, страна узнала о петербургской актрисе благодаря множеству ролей в кинематографе. Первый же фильм, в котором сыграла Самошина, оказался настоящим шедевром — это была картина «Труффальдино из Бергамо». На тот момент юной артистке было всего 16 лет.

С тех пор актриса исполнила множество самых разных ролей в более чем полусотне фильмов и сериалов. И любой своей героине, даже далеко не главной, появлявшейся в эпизодах или на втором плане, Самошина могла придать такую силу и яркость, такую харизматичность, что запоминалась она едва ли не сильнее, чем актёры на первых ролях.

Вспомним хотя бы Людмилу из фильма «Гадкие лебеди» по одноимённому произведению братьев Стругацких. В книжной Людмиле, бывшей жене главного героя Виктора Банева, не было ничего столь мощного, столь глубоко материнского — да и сама она была весьма бледной. Но одно лишь короткое эпизодическое явление Ольги-Людмилы заставляет замереть и прочувствовать всесметающую бурю её эмоций. Здесь есть всё: от страха за ребёнка до глубокого личного возмущения, и ещё многое из того, что просто не выразишь словами.

ЗвездыКультура ТеатрыКиноПраздники
Новости партнеров