Прямой эфир

Беспилотные автомобили в Петербурге: будущее без пробок и аварий уже наступает

Маргарита Звягинцева
2 июля 2020, 15:08
Совсем скоро за рулём можно будет не только говорить по телефону, но и смотреть кино или читать. Почему нет, если за дорогой следит интеллектуальная транспортная система? Над таким беспилотным авто работает сейчас петербургская компания.
Фото: официальное сообщество беспилотного автомобиля StarLine

Когда глаза не прикованы к дороге

Такси без лишних разговоров о жизни, автомобиль, который никогда не позволит превысить скорость или нарушить правила дорожного движения — всё это наше ближайшее будущее. Над разработкой современного беспилотного автомобиля уже два года работает петербургский старт-ап. Его руководитель Борис Иванов уверен: совсем скоро весь мир откажется от управляемых авто в пользу беспилотных. Точно так же, как когда-то всё человечество пересело с лошадей на «механические повозки».

— Это, на самом деле, основной тренд автомобильной промышленности в настоящее время, — рассказал каналу «78» руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine». — Их два основных: отказ от углеводородных двигателей, то есть переход на электроавтомобили, и беспилотные автомобили. Системы помощи водителю постепенно внедряются, становятся всё более доступны. То, что раньше было прерогативой дорогих автомобилей, премиум-сегмента, сейчас пришло в средний ценовой сегмент. В ближайшем будущем (они трансформируются) в беспилотные автомобили, которые позволят нам полностью отказаться от услуг водителя.

По словам Бориса Иванова, будущее уже пришло в нашу жизнь: старт-ап сотрудничает с различными компаниями, которые используют беспилотные автомобили для перевозки грузов и пассажиров внутри закрытых промышленных территорий. На дороги общего пользования петербургская разработка пока не выходит, но и этот момент однажды наступит, считает руководитель проекта.

Борис Иванов/ Фото: 78.ru
Борис Иванов/ Фото: 78.ru

Правда, для широкого использования машин без водителей необходимо будет решить сложную проблему нормативно-правового регулирования. Этой задачей уже занимаются Минтранс и Минпромторг, отметил Иванов.

— Существует Венская конвенция о дорожном движении, которая говорит нам, что в автомобиле должен быть водитель, — пояснил наш собеседник. — Вот пока Россия как подписант этой конвенции участвует в ней, и пока в неё не внесены изменения, формально мы можем (передвигаться) только в рамках каких-то экспериментов по эксплуатации.

Тем не менее, будущее совершенно точно за беспилотным транспортом, уверен Борис Иванов. Как же работает наша собственная петербургская разработка?

Картина мира глазами компьютера

Экспериментальные автомобили оснащены наборами датчиков, отвечающих за две основные задачи. Во-первых, они помогают точно определить расположение машины в пространстве. Компьютер автомобиля должен точно понимать, где он находится, подчеркнул Борис Иванов. Второй набор датчиков позволяет максимально полно воспринимать окружающую среду и анализировать происходящее «за бортом».

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Нам нужно воспринимать всю картину мира: как человек видит, слышит, понимает, куда будет двигаться другой участник движения. Соответственно, датчики воспринимают, классифицируют объекты, понимают, что это такое, а дальше (включается) набор алгоритмов, который предсказывает их дальнейшее действие, — пояснил руководитель проекта.

Для определения местоположения автомобиля в пространстве используется высокоточный спутниковый навигационный приёмник, а также ряд других специализированных технологий. Среди них есть и такие, что позволят локализовать авто в любых условиях, даже там, куда сигналу спутника не пробиться.

— Дальше мы используем цифровую модель дорог, — рассказал Иванов.— Это как карта, но специально предназначенная для движения беспилотных транспортных средств. В ней есть разметка, известно её точное положение, благодаря чему нам становится всё равно, есть ли разметка на улице или она занесена снегом. То есть наша задача — обеспечить безопасное движение беспилотного автомобиля в любых условиях.

Разработка цифровой модели дороги и её унификация — одна из самых больших частей работы над проектом. По словам руководителя, сейчас логично строить цифровую модель дорог, которая станет единой для всех беспилотных автомобилей, ведь над подобным изобретением трудятся сейчас и другие компании.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Это полезно и для обычных пилотируемых автомобилей, — считает Борис Иванов. — Цифровая модель дороги является неотъемлемой частью интеллектуальной транспортной системы — ИТС, что позволяет маршрутизировать транспортные средства, реализовывать кооперативное управление транспортными средствами, то есть так или иначе загружать-разгружать дороги.

Личный транспорт уходит в прошлое?..

Пользоваться беспилотным автомобилем от петербургского разработчика просто: при посадке нужно лишь указать место отправления и конечную точку прибытия. Компьютер сам загрузит маршрут — точнее, ту часть дороги и прилегающей территории, которая необходима для транспортировки пассажира из пункта А в пункт Б. Все действия пассажира при этом идентичны простым действиям в приложении для вызова такси.

Именно такси и станет в ближайшем будущем основной сферой деятельности беспилотного легкового транспорта, уверен Борис Иванов:

— Я думаю, это будет какой-то симбиоз такси и каршеринга. На мой взгляд, личные автомобили вообще могут умереть как класс. Смотрите: автомобиль забрал вас из дома на работу, отвёз жену на работу, детей — в школу, вернулся постоять — зачем ему стоять? Пусть ещё поработает. В принципе, личный автомобиль становится как бы не нужен.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Конечно, останутся любители личных машин — но со временем это станет хобби сродни содержанию лошади.

— Сейчас нет проблем покататься на лошадях, — разводит руками руководитель проекта. — Поехали в конный клуб и покатались. То же самое, наверное, будет и с человекоуправляемыми автомобилями. Хотите почувствовать драйв, удовольствие от управления автомобилем — пожалуйте на автодром.

Отдельным плюсом беспилотных машин Борис Иванов считает их абсолютную безопасность. Интеллектуальная система действует строго в соответствии с правилами дорожного движения, и ни одно ограничение скорости на трассе, ни один дорожный знак она не пропустит. Велосипедистов она замечает и пропускает, животных, выбегающих на трассу, также детектирует — и тут же начинает оттормаживать.

А для любителей всё-таки поговорить в машине будут устанавливаться голосовые помощники. Впрочем, вы сможете спокойно поговорить и по телефону — ведь за дорогой будет следить компьютер.