Культура
15:2529 июня 2020

Новая ниша или временное явление: приведёт ли пандемия зрителей в автокинотеатры?

Одна из сетей кинотеатров объявила об открытии кинопаркингов на территории Петербурга, чтобы дать возможность зрителям наслаждаться фильмами даже в пандемию. Рассказываем, пользуется ли такой формат популярностью в России и какое его ждёт будущее.
Фото: Jan Woitas/globallookpress.com

Традиционный поход в кино для россиян уже несколько месяцев недоступен из-за пандемии коронавируса. Пока одни кинотеатральные сети продолжают подсчитывать убытки, другие придумали способ, как позволить зрителям соблюдать самоизоляцию и в то же время смотреть фильмы на большом экране.

Внезапное возрождение

Киносеансы под открытым небом впервые стали проводить в 1930-х годах в США, а пик их популярности пришёлся на конец 1950-х с началом массовой автомобилизации населения — тогда в Америке насчитывалось около 4000 таких площадок. Однако спрос на них продлился недолго — в штатах стали появляться развлекательные центры с огромными кинозалами, а люди быстро привыкли к широкоформатному экрану, хорошему звуку и мягким сиденьям.

Так, до 2019 года дожили лишь 350 автокинотеатров. Казалось, эра фильмов под открытым небом стремительно подходила к концу, но вмешалась пандемия и подарила ей ещё одну жизнь: с конца марта число стоянок для зрителей в США не перестаёт увеличиваться, а показы в среднем посещают около 300 человек.

Фото: XinHua/globallookpress.com
Фото: XinHua/globallookpress.com

Маркетолог Елена Пономарёва эту тенденцию считает вполне логичной, ведь после нескольких месяцев самоизоляции людям сильно не хватает ярких впечатлений:

— Да, они смотрят фильмы по телевизору, но они никогда не дадут настоящих впечатлений. Здесь же при наличии качественной картинки и хорошего звука появляется ощущение, будто ты находишься в полноценном кинотеатре.

К тому же в отличие от мультиплексов, в кинопаркингах зрителям не нужно контактировать с другими посетителями, ведь все они сидят в салонах закрытых машин. В общем, поход в кино получается очень даже безопасным.

Кстати, США — не единственная страна, где такой формат развлечений переживает неожиданный взлёт. К примеру, в Южной Корее на фоне пандемии в парковки для зрителей переоборудовали многие парки и площади. А в Иране автокинотеатры заработали впервые после Исламской революции 1979 года (ранее их запрещали, чтобы предотвратить уединение не состоящих в браке пар).

Фото: Hauke-Christian Dittrich/globallookpress.com
Фото: Hauke-Christian Dittrich/globallookpress.com

Специфический контент и бытовая автокультура

В России кинопаркинги никогда не пользовались популярностью. Несмотря на многочисленные попытки привлечь внимание зрителей, прижиться здесь смогли лишь единицы. Во-первых, когда этот вид развлечений набирал обороты в США, в СССР автомобиль, на котором в теории можно было бы приехать и посмотреть хорошую картину, могли позволить себе только высокопоставленные чиновники. К тому же, по словам киноведа Алексея Гусева, в России бытовая автомобильная культура практически не развита:

— США — это всё-таки страна, где огромная часть населения ездит на работу за 100 километров и не видит в этом ничего особенного. Если посередине этих 100 километров будет стоять кинотеатр, то это всего лишь нормально. У нас на большие расстояния всё-таки ездят те, кто профессионально занимается извозом, и представить себе дальнобойщика, который вместо того, чтобы посмотреть любимый сериал с панели в машине, будет куда-то заезжать, сложно.

Кстати, жанр фильмов, которые демонстрируют в автомобильных кинотеатрах, тоже играет важную роль в их популяризации. Зарубежные кинопаркинги, как отметил Алексей Гусев, показывают зрителям картины «средней руки и ниже», что создаёт для посетителей определённую атмосферу.

Фото: Fabian Strauch/globallookpress.com
Фото: Fabian Strauch/globallookpress.com
— Почему ты не сидишь в большом кинотеатре? Потому что здесь есть возможность в своём автомобиле покурить, выпить пиво. А если ты отвлёкся на три минуты от фильма, то в целом ничего не пропустил. Это специфический киноконтент, который у нас, может, и производят, но он так и не доходит до экранов.

Получается, что те фильмы, которые в своё время доказали пригодность для такого рода проката, в нашей стране либо вовсе не производятся, либо снимаются, но в недостаточном количестве, а приобретать лицензию на зарубежные картины для автокинотеатров слишком дорого.

Живут или выживают?

Петербуржцев уже не раз пытались приобщить к такому роду кинопроката. В 1999 году бизнесмен Эдуард Пичугин открыл автокинотеатр «Фара», который проработал шесть лет. Потом должна была появиться площадка «Мотор!», однако зрители её так и не дождались.

Сейчас в Северной столице работает единственный автокинотеатр с говорящим названием «Кинопаркинг»: фильмы здесь показывают на outdoor-экране размером 14×7 метров, а радиоприёмники, настроенные на частоту FM-передатчика, подают звук прямо в салоны машин. Премьеры в «Кинопаркинге» увидеть вряд ли получится: в основном зрителям показывают лёгкие комедии и незамысловатые боевики (в соответствии с американскими традициями). Такое удовольствие обойдётся машине с любым количеством зрителей внутри в 1000 рублей.

Фото: vk.com/«Кинопаркинг»
Фото: vk.com/«Кинопаркинг»

Площадка работает с 2014 года, правда, насколько такой бизнес успешен и окупаем, узнать у его владельца Александра Борисюка так и не получилось. Показы автомобильный кинотеатр не прекратил даже после введения ограничений, однако с 21 мая на его официальной странице в соцсети «ВКонтакте» появилось объявление: «По техническим причинам мы не работаем».

Владелец единственного автокинотеатра Love Cinema в Казани Ринат Бизянов оказался более разговорчивым. Его площадка работает по тем же принципам, что и «Кинопаркинг», вот только цена билета для одной машины более лояльная — всего 150 рублей.

— Я только один раз поднимал цену, на 200 рублей, и народ сразу пропадал. Уже года три билет стоит 150 рублей, и народ более менее ходит, — рассказал владелец автокинотеатра.

Под этим «более менее» он подозревает 25 машин на одном сеансе, которые, к слову, проходят каждый день, независимо от времени года. Бизнес, признаётся Ринат, не самый прибыльный, да ему и не важно, ведь это для него, скорее, хобби:

— У меня на всё денег хватает: на аренду, на зарплаты, да ещё и себе чуть-чуть остаётся. Но это нормально, ведь это не основная работа.
Фото: vk.com/Автокинотеатр Love Cinema
Фото: vk.com/Автокинотеатр Love Cinema

Повышенного спроса во время пандемии владелец Love Cinema не заметил, наоборот, людей на сеансы стало приезжать намного меньше. Потом автокинотеатр вообще закрылся на две недели по просьбе городских властей.

— Я объяснил, что в общем-то ничего не нарушаю, кроме того, что провоцирую людей выйти из дома, но это не считается нарушением. Нам разрешили открыться, но попросили следить, чтобы посетители не покидали свои машины. Ажиотаж был после снятия ограничений, сейчас уже спрос опять на спад пошёл.

Кинотеатры будущего?

В ближайшее время автокинотеатров в Казани и Петербурге станет больше: сеть «КАРО» объявила об открытии нескольких площадок. Где они расположатся, станет известно после согласования с властями. Ясно одно — работать они будут в районах текущего расположения кинотеатров «КАРО». Главная сложность заключается в том, что для открытия кинопаркинга необходима обширная парковка и возможность установки большого экрана или его наличие на фасаде.

Фото: Christoph Schmidt/globallookpress.com
Фото: Christoph Schmidt/globallookpress.com
— Звук будет передаваться через радиоволну в автомобиле. Билеты можно будет приобрести онлайн, мы сейчас разрабатываем ценовую политику, чтобы сделать развлечение доступным. Далее водители смогут бесконтактно проехать на любое свободное парковочное место, — рассказала 78.ru пресс-служба сети.

Что касается репертуара, то на первоначальном этапе в него войдут культовые фильмы прошлых лет, а также недавние хиты проката. Представители сети признались, что автокинотеатры открывают впервые, но руководствоваться будут зарубежным успешным опытом коллег, а получится или нет, покажет время.

Классические кинотеатры в качестве конкурентов подобные проекты даже не рассматривают. По словам директора по маркетингу «Формулы Кино» Сергея Кузнецова, будущее кинопаркингов, даже несмотря на повышенный во время пандемии спрос, весьма относителен:

— Скорее всего, они займут какую-то небольшую нишу и привлекут небольшое количество постоянных зрителей, так как автокинотеатры имеют существенные ограничения числа мест на парковке, а также времени показа.
Фото: AndreLenthe Fotografie/globallookpress.com
Фото: AndreLenthe Fotografie/globallookpress.com

Но даже такое скептическое настроение не останавливает объединённую сеть кинотеатров («Кино Окко», «Синема Парк» и «Формула Кино») следовать последним трендам: сейчас её представители активно прорабатывает открытие автокинотеатров в нескольких регионах России, но войдёт ли в этот список Петербург, они не уточнили.

Да, на фоне ограничений люди, как никогда, нуждаются в альтернативном виде досуга, поэтому за просмотр фильмов под открытым небом платят охотно, но, как показывает практика, не в России. По словам маркетолога Елены Пономарёвой, если в Петербурге станет массово возрождается подобный формат развлечений, то шанс выжить будет лишь у площадок, принадлежащих большим кинотеатральным сетям.

— Нужно понимать, что космического дохода от этого бизнеса ждать не стоит. К тому же, крутить новинки там не будут, потому что купить права владельцам частных кинопаркингов будет не под силу, а если и под силу, то они не окупятся.
КиноКовид
Новости партнеров