Культура
16:2022 июня 2020

Fuze Krec — о возрождении рэп-баттлов, первом фильме про русский хип-хоп и Егоре Криде

Вчера, 21 апреля, в Кинопаркинге прошёл концерт петербургской группы Krec — её первое выступление с начала пандемии. Солист Артём Бровков рассказал 78.ru, где искал вдохновение для последних альбомов и почему отказывался сниматься в фильме Жигана.
Артём Бровков (Fuze Krec)/ Фото: instagram.com/fuzekrec

Почти 20 лет назад музыкант Артём Бровков (Fuze) сумел скрестить хип-хоп с блюзом, сопроводив его романтичными и не лишёнными дворовой брутальности текстами, и собрать группу Krec. Вдохновение он искал на питерских улицах, там же встретил Антона — лирического героя, которому была посвящена, пожалуй, самая знаковая пластинка группы «Нет волшебства» — один из самых обсуждаемых релизов 2004 года.

Спустя пять лет группу покинул рэпер Ассаи, а вслед за ним о своём уходе объявил её бессменный битмейкер Марат. Да, Fuze остался один, но продолжил гнуть свою линию — создавал треки с той самой доброй крэковской грустью, разбавляя их песнями с совершенно новым стилем, смыслом и звучанием. В одной из последних работ Артёма звучат строки: «Все так хотят, чтобы уже Fuze успокоился, заслуженно ушёл на пенсию, стал комерсом», — однако он планирует «жить вечно».

Челленджи, эксперименты и возвращение Антона

— У вас сегодня был первый с начала пандемии концерт, и прошёл он в достаточно необычном формате — зрители сидят в машинах, не хлопают, не подпевают…

— Да, немного странный опыт. Но, что делать, времена сейчас такие. Всё равно я рад, что снова встретился со своими слушателями.

Фото: instagram.com/fuzekrec
Фото: instagram.com/fuzekrec

— Чем вы занимались во время самоизоляции?

— Я продолжил писать новую музыку. А в какой-то момент придумал себе челлендж — писать минимум куплет в день. И в течение 1,5 месяцев написал 50 куплетов, если не считать отдельно стихи или какие-то зарисовки. В общем, этот период был очень плодотворным.

— Ещё до пандемии у вас вышел альбом «МОСКВА-1», а в 2018 году — Head. Обе пластинки получились немного жёсткими и не похожими по стилю на другие ваши работы. Почему для вас так важно создавать такую музыку?

— Да почему жёсткие? Ну, альбом получился немного в другом настроении, немного в другой стилистике. Мне интересно экспериментировать, пробовать что-то новое. А почему нет? Иногда ты пишешь песню с определённым настроением или какой-то мыслью и понимаешь, что высказался не до конца, либо эту тему можно развить как-то по-другому. Из этого и получается такой альбом.

— «МОСКВА-1» родился после пребывания в крупном мировом центре. Вы как-то рассказывали, что большинство своих песен создаёте, прогуливаясь по улицам Петербурга. А чем вы вдохновлялись в этот раз?

— Москва — это большой мегаполис, гигантский, жизнь кипит. Это столица родины со всеми вытекающими последствиями. Не знаю, Питер — он всё-таки такой спокойный, все атрибуты мегаполиса есть, но он такой совсем лайтовый. А Москва — противоположность, почти полная, поэтому там есть чем зарядиться. Плюс там другие масштабы, другие скорости, другие амбиции у людей. Мне кажется, это интересно. Кстати, в этот раз другой битмейкер, с которым мы записывали, другая студия, другие условия жизни. Всё другое. Даже воздух другой.

KREC и DJ NIK ONE/ Фото: официальное сообщество KREC в vk.com
KREC и DJ NIK ONE/ Фото: официальное сообщество KREC в vk.com

— Получается, вы вышли из своей зоны комфорта?

— Насчёт комфорта, не знаю, мне там тоже было вполне нормально. Просто какие-то изменения более менее кардинальные.

— Один из ваших последних альбомов FRVTR 812 очень тепло восприняла публика, многие связывают это с тем, что спустя больше 12 лет там появился персонаж Антон. Как он вообще появляется в вашей жизни и в вашем творчестве?

— Ну, так просто… раз и заглянул вечерком в гости. Мы с ним живём в одно время, да, но мы с ним любим попутешествовать во времени, слетать в прошлое или поразмышлять о будущем.

— Стоит ли поклонникам ждать его появления в ближайшее время?

— Может, и появится. Но пока что не звонил.

«Я — не какой-то ортодокс»

— У вас ведь в последние пару лет не так много концертов?

— У нас сейчас больше всех концертов, можно сказать: у нас один — и это больше, чем у всех.

— Само собой, ну, а до коронавируса.

— До этого у нас нормально концертов было, ну, я не жалуюсь по крайней мере. Может быть, не так много, как у кого-то, но, смотря, с чем сравнивать. Всех денег не заработаешь, всех концертов не сыграешь. Сколько есть — это хорошо, поэтому я не жалуюсь.

Фото: Артём Бровков в vk.com
Фото: Артём Бровков в vk.com

— У вас никогда не возникало соблазна последовать последним трендам, благодаря которым молодые исполнители попадают в топ. Может, и концертов стало бы больше.

— Все мои коллеги, которые пытались следовать последним трендам — это обычно жалкое зрелище, честно сказать. Поэтому, следовать трендам — звучит странно. Можно попасть под какое-то веяние. Если Krec взять, то это в принципе моё размышление на тему современного звука, как я его вижу. Я не пытаюсь копировать. Есть куча исполнителей современных, которые мне нравятся, которые делают современную американскую, французскую или русскую музыку. Я — не какой-то ортодокс, который от всего открещивается, не слушает, не знает, не интересуется. Мне интересно, мне что-то нравится, я хочу что-то сам использовать, беру на вооружение. Но цель обогатиться или стать более популярным — это странно. Моя цель — просто делать хорошую музыку.

На баттл без амбиций

— В 2019 году форум Hip-Hop.Ru возродил онлайн-баттлы, причём событие оказалось достаточно громким. И вы вдруг приняли участие, хотя раньше мелькали только в качестве судей.

— Да, было дело.

— Почему решили туда вписаться?

— Если честно, я уже давно хотел. Один из бывших участников группы Maestro A-Sid миллион лет участвует в этих баттлах, и я всё время о них узнавал, но поздно, когда уже всё было в разгаре или заканчивалось. Да и вообще куча знакомых, известных чуваков там участвует. И я в принципе всё это время хотел бы поучаствовать: мне нравятся песни, нравится какие-то временные рамки себе ставить, новые задачи, вызовы. И вот у меня кто-то спросил, не хочу ли я поучаствовать в онлайн-баттле. Я сразу стал узнавать, как подать заявку. Позже Oxxxymiron мне скинул в Twitter ссылку на страницу с регистрацией, и я, не думая, зарегистрировался.

— Там ведь для начала надо было пройти отбор?

— Да, я поучаствовал в отборе без каких-то там претензий или амбиций. Просто было интересно посмотреть, что это из себя сейчас представляет.

— Итак, вы наконец-то на баттле. Какие впечатления?

— Ну, я узнал какие-то новые имена, показал себя какой-то части аудитории, которая обо мне, может быть, не знала или знала, но мало. К сожалению, не смог побаттлиться с кем-нибудь из таких более медийных оппонентов. В основном, со мной были молодые ребята. Они меня не особо удивили, но были и хорошие.

— Чем в итоге всё это громкое событие закончилось?

— Куча людей отпало, а те люди, которые привлекли к этому внимание — Oxxxymiron, Егор Крид или Loc Dog, например, сошли с дистанции по собственному желанию, подзабили на баттл. И этот весь накал будто подугас. Да и я сам перестал какое-то время следить, потом брал день на то, чтобы послушать всё, что произошло: брал и слушал тех, кого интересно.

— А кто эти «интересные», ведь, насколько я понимаю, там и попса, и рэп, и все на свете жанры были.

— Там всё на свете было, да. Ну не знаю, Крид тот же самый прикольно делал. Я так понимаю, у него гострайтеры (создатели текстов — Прим. ред.) сидят, которые имеют большой опыт, поэтому его раунды хорошо звучат. Ну, кто ещё хороший был? Рем Дигга, я за ним давно слежу. Он в принципе ветеран всей этой движухи и прямо круто делает. Это почти всегда очень интересно.

Роман Воронин (Рем Дигга)/ Фото: instagram.com/remdigga42
Роман Воронин (Рем Дигга)/ Фото: instagram.com/remdigga42

«Ну возьми и сними фильмец такой, заморочься»

— В начале прошлого года на экраны вышел фильм BEEF о русском рэпе. Насколько я знаю, автор картины Рома Жиган уговаривал вас на интервью три года.

— Да, где-то так. Изначально, никто не знал, что это будет. Собственно, вначале Рома просто решил что-то снимать, они ходили с фотиком по гримёркам и всех своих корешей просили рассказать про баттл-культуру в рэпе. Я тогда не сильно этим увлекался, да и сейчас в принципе, и подумал: зачем мне об этом разговаривать? Есть куча народу, кто может высказаться помимо меня. Я был не уверен, что это какой-то серьёзный подход, да и вообще, с чего вдруг Рома этим решил заняться. Спустя три года я увидел, что он всё ещё снимает и это обрастает каким-то мясом. Он оставался настойчивым, звонил мне ещё несколько раз, какие только методы давления он не применял, при том, что мы в дружеских отношениях с ним находимся. Я уж подумал, ладно, раз он столько лет этому посвятил, мне не сложно уделить ему 20 минут, чтобы встретиться и поболтать. Когда я понял, что это не только о баттл-рэпе, а вообще в целом о культуре, я вписался.

— Вы видели результат?

— Да, я был на премьере в Москве.

—Остались довольны?

— В целом, я считаю, что это знаковое событие в культуре. Были моменты, которые мне не понравились, которые я уже сто раз видел, потому что в этом варюсь. Видел, что есть какое-то авторское видение. Но в целом, я считаю, что это положительное событие в любом случае.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "BEEF: Русский хип-хоп"/ Фото: kinopoisk.ru

— Мне показалось, что негативных отзывов о нём оказалось больше, чем позитивных.

— Ну, не больше, их просто много. Потому что каждый, кто чувствует себя причастным, хотел, чтобы было снято так, как он это видел. Ну, возьми и сними фильмец такой, заморочься. Критиковать — проще всего. Раскритиковать, найти слабое место… Мне кажется, надо больше позитива и поддержки оказывать начинаниям. Может быть, второй фильм будет лучше.

— Самая главная претензия зрителей-поклонников хип-хопа заключается в том, что в фильме много лишних людей, которые не имеют отношения к рэпу. А людей, стоявших у истоков культуры, там нет.

— Ну, это притянуто за уши. Невозможно всех поместить в один фильм. И у меня вообще куча героев, которые для меня были важны, и я их считаю супер важными персонажами в культуре — они повлияли на меня, на окружение и на всё наше поколение. Но это не фильм о корнях хип-хопа, он о хип-хопе в целом, что он из себя представляет в данный момент. Это попытка осветить всю ситуацию в целом для людей, которые, возможно, об этом не знают ничего. А не для спецов, которые всё и так знают.

— Вы так строго ко всему подходите. Вообще, когда говорят Krec, чаще всего вспоминается ваше серьёзное, местами задумчивое лицо. А какой вы в жизни — что вас может рассмешить, удивить или разозлить?

— Ну, я вообще весёлый по жизни человек и требовательный в то же время. Если дело касается работы, я, конечно, не тиран, не отрываю голову и не штрафую за опоздания, всегда есть всем скидка, но совсем разгильдяйство я не люблю. Я предпочитаю высказаться, нежели копить недосказанность. Возможно, мы уже это проходили в нашей истории. А по поводу, чем меня можно удивить… Не знаю, хорошей шуткой. И развеселить шуткой.

Музыка
Новости партнеров