Главный день в жизни молодой семьи — свадьба, гости, поздравления, вот-вот раздастся неизбежное «Горько». Это праздник — пусть даже и в условиях пандемии. Но за молодыми уже приглядывает недремлющее око фатума и глаза похоронных дел мастеров. Тут тебе не совет да любовь, а скорее «покойся с миром».
Улица Фурштатская в Петербурге стала удивительным местом. Там, где свадебные букеты встречаются с похоронными венками. Вот Дворец бракосочетаний, а через несколько метров — выдача документов о смерти. Ещё пара шагов — и добро пожаловать: агентство ритуальных услуг «Обряд».
«Обряд» обосновался в помещении бывшего литературного кафе — в историческом доме, где жил автор «Левши» Николай Лесков. Соседи поначалу возмутились — вроде нельзя таким конторам размещаться в жилых домах. Но получается, вроде как, и можно.
— По законам и всем разрешающим нормативам размещения учреждений и магазинов на данной локации первых этажей жилых домов — оно не разрешается. Они отвечают, что мы не магазин, мы офис, — рассказал председатель совета дома №50 Александр Городецкий.
Регулярные встречи свадебных и траурных процессий выглядят, мягко говоря, странно.
— Когда мама, которая, не дай Бог, похоронила ребёнка, идёт получать справку о смерти, она с трясущимися руками выходит со двора — и тут же приезжает такая брачующаяся процессия. Представляете? И это столкновение двух эмоций, когда одна женщина понимает, что её дочь никогда так не выйдет замуж, а другая — с лепестками и криками, радостью, — высказалась жительница дома №50 Виктория Курачева.
Соседство такого офиса пугает не только взрослую часть жителей Фурштатской — детям даже страшилки на ночь рассказывать не надо.
— У меня у самого лично три дочери, они все видят эту ситуацию, и я, как отец, не могу им объяснить, что такое ритуальное агентство, почему они должны видеть заносящиеся в помещение гробы, кресты, венки, — отметил член совета дома №50 Александр Ходченков.
В офисе с траурным антуражем — все стандартные атрибуты, сопровождающие людей в последний путь: гробы, урны и венки. Директор «Обряда» уверена, что никаких неудобств в их работе нет. По крайней мере, нарушений она точно никаких не видит.
— Если что-то будет не так — что-то будет исправлено, поправлено, мы там выйдем оттуда, всё в рамках закона сделаем. Не я придумала там выдавать гербовые свидетельства о смерти, это было не моё решение, меня тоже это несколько удивляет, — говорит директор агентства Наталья Кавалерова.
С одним только «Обрядом» местные жители, быть может, и смирились бы, но после появления на Фурштатской отдела по выдаче справок о смерти на небольшом пятачке метров на 100 появилось пять ритуальных контор. ЗАГС, Дворец Малютки, детский сад и детская же поликлиника, роддом — всё рядом. Складывается впечатление, что жители этой улицы рождаются лишь затем, чтобы сходить в ясли, сочетаться браком, получить справку о смерти и выбрать себе гроб посимпатичнее.
Но нашествие гробовщиков — ещё полбеды: в доме №35 на третьем этаже открылся хоспис с говорящим названием «Се-Ля-Ви». Это частный дом престарелых, очень закрытый — дверь визитёрам открывать не стали.
— Умирают они регулярно. За последние три месяца в нашем только доме престарелых вынесли 13 трупов. Две недели назад в хосписе умерла женщина, и её родственница целый час рыдала. Окна открыты, и мы всем домом слушали, как она рыдает, — рассказала старшая по дому №35 Людмила Интигринова.
Местные жители не имеют ничего против работы таких учреждений — нужны и хосписы, и ритуальные бюро, и справочные отделы. Но не в такой концентрации на квадратный метр.
В городской прокуратуре ответили, что соблюдение федерального законодательства, в том числе законодательства об охране объектов культурного наследия, будет проверено. Ну, а пока молодых будут встречать Безенчуки с траурными повязками, а сама Фурштатская может гордиться званием самой похоронной улицы Петербурга.