Культура
11:0115 июня 2020

Блогеры из Петербурга — о работе во время COVID-19 и отказе от рекламы

Вчера, 14 июня, весь мир отмечал День блогера — праздник, который появился в эпоху текстовых блогов. Однако это время давно в прошлом, а в моде — Instagram и YouTube. Рассказываем, какие петербургские блогеры там обитают и о чём они рассказывают.
Фото: FrankHoermann/ SVEN SIMON/ globallookpress.com

Когда речь заходит о блогерах из Петербурга, на ум сразу приходит Настя Ивлеева со смешными вайнами, Ольга Бузова с гламурными постами или Сергей Шнуров со своими нецензурными, но актуальными стихами. На самом деле в Северной столице блогеров намного больше, и среди их творчества обязательно найдётся контент даже на самый изысканный вкус.

Обрушение просмотров ила коварная реклама

«Это канал от большого любителя разного кино. Я — насмотренный зритель, который пытается рассказывать о новых или старых картинах»

О кинематографе с берегов Невы уже восемь лет вещает Денис Оптимисстер. Киноман с 18-летним стажем окончил факультет журналистики в Тамбове и мечтал писать об искусстве, однако реализоваться в родном городе не смог и перебрался в Петербург.

Фото: Денис Колмыков в vk.com
Фото: Денис Колмыков в vk.com
— По трудовой книжке в последний раз я работал в 2015 году. На тот момент у меня уже существовал канал, но аудитория почти не росла — держалась на отметке 5-10 тысяч. Весной я думал о его закрытии, но решил попробовать вести блог немного по-другому, и рост пошёл.

За восемь лет на YouTube-канале «ОПТИМИССТЕР» уже собралась внушительная видеотека из более чем 400 обзоров фильмов и мультфильмов, причём абсолютно разных жанров, но к фаворитам Денис относит фантастику и хоррор — эти жанры, по его словам, развивают воображение. А в ближайшее время на канале появится рубрика, посвящённая его новому увлечению: насытившись разного рода кинокартинами, он решил создавать свои истории в виде комиксов с полноценным сценарием, сюжетной линией и героями. И, если верить читателям, с каждым разом у Дениса получается всё лучше.

Заниматься новым хобби в полную силу дала возможность пандемия: просмотры роликов упали и блогер решил дать возможность зрителям, буквально утонувшим в море разнородного контента, отдохнуть от его творчества. За пару месяцев затишья он создал историю, особенно актуальную в свете последних событий.

— С 6 апреля начали работать над комиксом «Доктор Санитайзер» про супер-героя, который днём врач, а вечером следит за пациентами, нарушившими карантин, и сражается с ними, если требуется. Во время пандемии я написал шесть новых сценариев разной длины. Я не в один год таким продуктивным не был. За время пандемии я написал шесть сценариев разной длины.
Фото: vk.com/optimisster_blog
Фото: vk.com/optimisster_blog

Просмотры, как оказалось, упали практически у всех блогеров, а всему виной реклама. Как объяснил Денис, YouTube, как правило, продвигает ролики с большим количеством рекламы внутри — это выгоднее. А рекламных предложений во время пандемии было не так уж и много. Однако жизнь Денис этот факт не омрачил. Да, для него реклама — источник заработка, но далеко не основной.

— Я отказываюсь от каких-то совсем жутких предложений, много рекламировал сайтов с одеждой, помощи в изучении языков… Часто приходится рекламировать свои и чужие комиксы, но это, скорее, рекомендации.

В плену у Австралии

«Моя позиция — не ругать или хвалить кого-то, а показать то, что я вижу»

А петербургский блогер-путешественник Александр Жданов вообще против рекламы на своей странице — она только «засоряет контент», да и с аудиторией у него особые отношения: общаться, мотивировать и поддерживать. Блогу Александра ещё нет и полгода, но на нём уже больше 14 тыс. подписчиков и по 300 комментариев под каждой публикацией.

Осенью прошлого года самый молодой путешественник России, которому удалось посетить все страны из списка ООН, создал аккаунт с посылом: «Я смог, значит, и вы сможете».

Фото предоставлено Александром Ждановым
Фото предоставлено Александром Ждановым
— Это просто интересный контент для ежедневного чтения. Я готовлю материалы, тексты, фотографии, выкладываю сторис. Это мой разговор с внешним миром, с помощью которого я показываю свою жизнь, рассказываю истории с прошлых поездок, тем самым зарабатывая отклик и поддержку со стороны аудитории.

Свой блог Александр всегда рассматривал как хобби, однако не так давно банальное увлечение переросло во что-то большее. В марте этого года путешественник прилетел в Австралию и остановился на западе в городе Перт, где планировал провести всего неделю. Но пандемия подкорректировала планы, и вернуться в Россию Александр не смог. Застряв за границей, блогер лишился двух работ, а деньги постепенно заканчивались.

— За два месяца я написал книгу о том, что стал самым молодым россиянином, который побывал во всех странах мира, а в конце мая выпустил её. Понимая, что у людей сейчас не так много денег, я сделал возможным её покупку в системе донатс. Таким образом я сделал продукт, который интересен людям и помогает мне сейчас существовать в чужой стране.

Вся эта ситуация также сильно повлияла на контент блога: если раньше Александр просто писал о путешествиях, то сейчас он рассказывает о том, как люди живут в Австралии. Вместе с переквалификацией страницы изменилось настроение аудитории: многих его нахождение в другой стране злит.

Фото предоставлено Александром Ждановым
Фото предоставлено Александром Ждановым
— Когда я показываю, что эта страна уже вышла из ковида, и рассказываю о том, что государство помогает каждому выплатами и делает людям поблажки, аудиторию это злит. Но моя позиция — не ругать или хвалить кого-то, а показать то, что я вижу. А люди сами решают, хотят они читать это или нет.

Больше фактов, меньше догадок

«Я решил делать блог, основываясь на научном подходе»

Научный блогер Борис Цацулин в 2013 году всерьёз заинтересовался вопросами питания и заметил, что в СМИ еженедельно появляется множество публикаций о вреде и пользе того или иного продукта, однако эти заявления, как правило, ничем не подкреплены. Тогда-то он и решил восполнить этот пробел и создать блог, основываясь на научном подходе — когда все заявления сопровождаются источниками, имеющими научный вес, а факты и свидетельства не являются догмами и истинами.

— Мой контент — это подробный разбор какой-то тематики в сфере питания, спорта или здоровья на основе доступных на данный момент времени научных материалов высокой степени качества.

Основная аудитория блога Цацулина — люди, озабоченные состоянием своего организма и заинтересованные в детальном разборе тем. При этом материал абсолютно разнородный — от продуктов питания и добавок до тренировок. Блогер прекрасно осознаёт, что один и тот же контент не может нравиться сразу всем, а его разнообразие привлекает новую аудиторию и создаёт образовательную ценность у уже существующей.

Фото: Pr Scr youtube.com/ Борис Цацулин
Фото: Pr Scr youtube.com/ Борис Цацулин
— Я работаю над блогом профессионально. Это моя работа и область интересов.

Ведение YouTube-канала через пару лет вылилось в ещё несколько проектов: блог в соцсетях, интернет-портал, онлайн-магазин и даже собственный бренд функционального питания. Аудиториях на каждой площадке не перестаёт расти, а это, кажется, отличная почва для рекламы. Но 90% предложений Цацулин, как правило, отклоняет — чаще всего это препараты с сомнительной эффективностью, азартные игры или финансовые пирамиды. В основном в блоке «питательная реклама» он предпочитает рассказывать зрителям о своей продукции, состав и эффективность которой полностью контролирует.

Видео: youtube.com/user/CaveMansTech

— Однако блог остаётся для меня именно пространством, где я высказываюсь на интересные мне темы и разбираю интересные вопросы.

Последний из пранкеров

«Люди смотрят мои ролики, когда им нужно отвлечься от забот и просто расслабиться»

YouTube-каналу Валентина Фокина уже 7,5 лет, и за это время он чего только не перепробовал: под ником BeatWell выпускал обучающие видео про битбокс, примерял на себя более 40 профессий в шоу «Вджобыватели» и только в 2014 году блогер нашёл два наиболее комфортных для себя формата.

Фото: instagram.com/valentin_fokin
Фото: instagram.com/valentin_fokin

Шесть лет назад как на российском, так и зарубежном YouTube-пространстве стали появляться пранки или, говоря простым языком, розыгрыши. Фокина тоже подхватила эта волна, но он выбрал формат поинтереснее — тестировать уже существующие пранки в шоу «Подстава». Так, за 136 выпусков он успел сломать шеи прохожим, ронял на них кирпичи, красил им спины и даже издавал при них неприличные звуки. И всё это для того, что посмотреть на их реакцию и поднять окружающим настроение. Примечательно, что такой жанр роликов уже изжил себя, однако Фокин умудряется оставаться на плаву и может по праву считаться последним из пранкеров.

Вместе с «Подставой» в 2014 году вышло шоу «Лузеры», в котором двое ведущих соревнуются между собой в трёх испытания, а проигравший выполняет «треш-наказание» — ест песок, выливает шампунь в глаза, получает пощёчину от прохожих и много чего другого.

— Мой контент в первую очередь развлекательный. Люди смотрят мои ролики, когда им нужно отвлечься от забот и просто расслабиться

Валентин вспоминает, как купил с первых заработанных с YouTube-канала денег вкусную еду, ведь первые два-три года его существования прибыли не было вообще — он и его команда работали на энтузиазме и вкладывали в развитие блога собственные деньги. Вскоре у него всё же получилось монетизировать своё хобби, бросить основную работу и посвятить себя созданию видеоконтента. Фокин признался, что его канал существует за счёт рекламы, поэтому убрать её из своих роликов он не может.

— Реклама для меня — это возможность самореализации. Мне нужно кормить свою команду: операторов, монтажёров, менеджеров… И о себе я тоже не могу забывать. Плюс для создания контента почти всегда нужна та или иная аппаратура, реквизит, билеты в другие города и страны. Всё это очень затратно, и, если бы не было рекламы, я не мог бы реализовывать свои идеи.

Воплощать свои идеи в жизнь в последние пару месяцев помешал коронавирус — большую часть роликов Фокин снимает на улице, а из-за режима самоизоляции сделать это было невозможно.

— Людей нет и съёмок нет. Вот только неделю назад мы начали снова выбираться по чуть-чуть и что-то снимать.

Из декрета на шпильках

«Блог стал для меня спасением. И это моя параллельная жизнь»

Катерина Стаценко называть себя громким словом «блогер» никогда не планировала, а страницу в Instagram завела после рождения сына. Но это не тот случай, когда мамочка в декрете от скуки решает покорить Интернет. Раскручивать свою страницу её вынудили обстоятельства — долгожданный сын родился с серьёзной патологией. Российские медики оказались бессильны, а для лечения за границей требовалась крупная сумма.

Фото: instagram.com/mama_na_shpilke
Фото: instagram.com/mama_na_shpilke
— Подруга уговорила меня организовать в Интернете сбор средств на лечение. Это очень сложное решение, и ещё более сложный процесс. Так мы с сыном и появились в Сети.

В итоге сбор средств не принёс глобальных результатов, но «убитая горем мама» почувствовала моральную поддержку со стороны неравнодушных людей. Катерина поняла, что нуждающихся в поддержке и мотивации женщин в этом мире много, так почему бы им не отыскать их на её странице. Петербурженка не забросила блог, но немного изменила его тематику: страница стала называться «Мама на шпильке», а фотографии сына сменили посты на темы женственности и ухода за собой после декрета. Особый акцент Катерина делает на естественной красоте, давая понять своим подписчицам, что сохранить её можно даже после рождения ребёнка и без хирургических вмешательств.

— Моя аудитория — девушки 25-45 лет, в основном мамочки. Интуиция говорит, что это такие же простые девушки, как я, которым не нравится пафос, гедонизм, высокомерие, грубость и неестественная внешность с кучей пластических операций и раздутыми губами. Именно искренность и простоту люди во мне ценят.

Свой блог Катя ласково называет «ребёнком», в которого уже пять лет вкладывает силы, время и эмоции. Петербурженка вспоминает, когда страница принесла первый доход, она отправилась в детский магазин, чтобы купить сыну новую кроватку, а сейчас деньги от ведения страницы является дополнительным заработком: вместе с ростом количества подписчиков, увеличилось число предложений о рекламе, однако их она принимает с осторожностью.

Фото: instagram.com/mama_na_shpilke
Фото: instagram.com/mama_na_shpilke
— Я работаю в Объединённой Консалтинговой Группе, а реклама для меня — дополнительной заработок. Но я очень разборчиво подхожу к рекламе и мало, что берусь рекомендовать, ведь это напрямую влияет на репутацию блогера и доверие к нему.
ТехнологииСоцсетиВидео
Новости партнеров