В конце мая стало известно о старте подготовки ППТ для станций метро и депо в Кудрово на территории 47-го региона. 78.ru побеседовал с исполняющей обязанности главы Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти Ириной Герун о перспективах появления подземки и трамвая в 47-м регионе. Своё мнение о шансах на воплощение таких планов в жизнь высказали и эксперты. При этом, если о возможности появления трамвая в Кудрово до метро «Дыбенко» впервые стало известно летом 2018 года, то история с подземкой насчитывает уже десятилетия. Планы по появлению метрополитена здесь имелись ещё в советские времена, а тоннель начали тянуть в 90-е прошлого века. Проект реанимировали в 2013-м. Станцию метро обещали запустить к 2015 году, потом к 2023-му, затем к 2024-му, последним же сроком до сих пор называли 2025 год.
Изначально подготовку проекта трамвая инициировала сама дирекция. Почти два года назад считалось, что ветка разгрузит дорожную сеть в районе станции метро «Улица Дыбенко» и поможет обеспечить транспортную доступность для жителей Кудрово. Проект хотели реализовать на основе ГЧП к 2023 году, то есть, на два года раньше метрополитена.
Осенью 2018 года Дирекция заключила и контракт с АО «Институт «Стройпроект» на подготовку технико-экономического обоснования ветки за почти 11 млн рублей. Летом 2019 года стало известно о решении тянуть ветку за счёт средств бюджета. Затраты тогда оценили в 5,5 млрд рублей и подготовили три трассировки. Осенью 2019 года трамвай неожиданно подорожал на 3 млрд и начал рассматриваться как альтернатива метро. Хотя изначально власти Ленобласти склонялись больше к подземке. В итоге Петербург и Ленобласть попросили денег у федерального центра и на метро, и на трамвай, но средств так и не получили. После чего снова обсуждалась идея протянуть ветку за счёт инвесторов.
Как сообщила Ирина Герун, со стороны дирекции для старта реализации проекта было сделано все. Однако пока инвестор так и не найден. В пресс-службе правительства Ленобласти подтвердили отсутствие заинтересованных компаний, однако заявили: проекта ветки по существу нет, имеются лишь предварительные наработки. Так, до сих пор не создана проектная документация, чёткая трассировка, нет выводов главгосэкспертизы. Также там пояснили, что наработки, естественно, изучались. В итоге выяснилось, что ветка может серьёзно усугубить пробки для автомобилистов. Кроме того, дороги Кудрово изначально не были предусмотрены для запуска трамвая.
Строить метро в Кудрово Петербург и Ленобласть хотели за счёт средств бюджетов двух регионов, а также помощи федералов. В соглашении от 2013 года были распределены и обязательства сторон: Северная столица в лице будущих подрядчиков должна была заниматься непосредственно возведением объектов, а Ленобласть отвечала за решение всех земельных вопросов. Также двум регионам предстояло подготовить проекты планировки и межевания территорий в пределах границ субъектов. Затем стало известно, что станции появятся на территории будущего транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Кудрово», который хотели создать к 2021 году.
О старте предпроектных проработок по поиску локаций для вестибюлей метрополитена и узла Дирекция объявила в 2017 году.
Несколько лет назад в проекте появилось и депо.
Реализация всех планов в 2019 году оценивалась в 57 млрд рублей. В проект входили два вестибюля подземки (один наземный, другой встроенный в ТПУ) и депо площадью 32,8 га.
В апреле 2019 года стало известно, что правительство Ленобласти зарезервировало землю под станции метро. Речь шла о территориях в районе пересечения Мурманского шоссе и Кольцевой автомобильной дороги.
Примечательно, что осенью 2018 года власти 47-го региона заявили о четырёх подобранных для депо участках. Выбрать конкретную локацию должны были в ближайшее время, но этого до сих пор так и не произошло.
Однако в мае были зарезервированы два надела под так и не появившийся ТПУ «Кудрово». Меньшая часть этих наделов приходится на земли общего пользования всеволожских муниципалов и РФ. Основной же массив находится на участках так называемого «неразграниченного пользования» и сдается в аренду гаражникам.
Как пояснила Ирина Герун, в конце мая этого года Дирекция заключила договор на подготовку проекта планировки и межевания для размещения объектов метрополитена на территории Ленобласти. Документ должен появиться к 31 марта 2021 года.
Между тем, на сайте ведомства отмечается, что в состав договора с исполнителем входят и … снова предпроектные работы.
По словам Ирины Герун, итоги этих работ затем необходимо будет вынести на утверждение правительства Ленобласти
— Мы должны определить границы размещаемого объекта, утвердить красные линии, надо ли их как-то подвинуть с учётом подъезда транспорта. Мы соберём все необходимые исходные данные, изучим экологическую ситуацию, после этого Ленобласть сможет зарезервировать необходимые земельные участки, либо осуществить их выкуп у частных собственников, — сказала, в частности, она.
По данным Ирины Герун, депо может разместиться на землях федерального лесного фонда. Из-за чего потребуется перевод таких участков в категорию земель промышленного назначения. На это может потребоваться около года. Еще пару лет займёт проектирование объектов. Затем необходимо будет время на выкуп земли и на согласования с Главгосэкспертизой, и лишь после этого начнётся строительство.
— Поэтому не могу обозначить, когда же у нас появится станция метро и первые в нём пассажиры. Но это случится не раньше 2025 года. Это самый старт. Всё зависит от финансирования, — ответила на вопрос о сроках ввода метро в Кудрово Ирина Герун и добавила, что в Петербурге аналогичная работа по ППТ ведётся и должна завершиться до конца года.
Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, участки для депо подобраны. В настоящее время речь идёт о трёх пятнах, лишь одно из которых действительно приходится на земли лесного фонда. Два остальных надела - это земли промпроизводств и сельхозназначений. Но даже если речь идёт о варианте с лесным фондом, перевод вполне можно ускорить. Другое дело, что Дирекция никак не может определиться с тем, какие объекты требуются. При этом именно по станциям метрополитена земли уже зарезервированы, а сроки проектирования по депо ещё не поджимают.
Вместе с тем, в пресс-службе напомнили, что именно строительством объектов подземки занимается именно город. При этом от Смольного никаких официальных уведомлений не поступало.
В пресс-службе КРТИ пояснили, что между ведомством и ЗАО «Институт «Трансэкопроект» в августе 2019 года был заключён контракт на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории для объектов подземки. Результаты должны быть готовы к 10 сентября этого года.
— Согласно отраслевой схеме развития метрополитена в Петербурге, ввод станции метро «Кудрово» и электродепо «Правобережное» запланирован на 2025 год, — пояснили там.
Опрошенные 78.ru эксперты считают проект трамвая обречённой на провал затеей даже в будущем, а вопрос с запуском метро связывают желанием властей, которого сейчас нет ни у федерального центра, ни у властей Северной столицы, ни у самой Ленобласти.
Эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников напоминает, что у Ленобласти нет никакого опыта в эксплуатации трамвайной сети.
— В существующих же экономических условиях в то, что придёт некий инвестор и вложит свои деньги в такую затею, не поверит ни один здравомыслящий человек. Это действительно не проект, а некая картинка, нарисованная, что называется фломастером. Да, в Петербурге есть успешный «Чижик». Но эта ветка по существу является реконструкцией советского наследия с проверенным десятилетиями пассажиропотоком, — поясняет аналитик.
По его словам, не станет выходом трамвай и до решения вопроса с развитием метрополитена. Дело в том, что пропускная способность метро «Дыбенко» и так сильно ограниченна. Ветка же ещё больше усугубит проблемы.
Эксперт Ассоциации транспортных инженеров (АТИ) Владимир Валдин уверен, что по подземке в Кудрово в заявленные сроки технически ещё уложиться можно, «однако вся история, длящаяся годами с вечно меняющимися планами, уже не вызывает никаких эмоций, кроме скепсиса».