Светогорск — небольшой городок, где проживает около 15 тысяч человек. Расположен на границе с Финляндией — до Иматры рукой подать. Летом весь утопает в зелени. Местные жители до введения ограничительных мер катались в гости в соседнее государство по несколько раз в неделю, некоторые даже пару раз в день, зимой и осенью — в основном на автомобилях. Но как только открывался сезон — в страну тысячи озёр направлялся нескончаемый поток велосипедистов.
Велопутешествие особенно в хорошую погоду — целое приключение. Валерий Трифонов по городу катается на велосипеде, который уже смело можно назвать раритетом. Они почти ровесники — железному другу 62 года. Его владельцу — 64. Но фамильные истории растопить холодные сердца финских пограничников не в силах. Вот и пришлось ради поездок в Суоми пересесть на новый, спортивный велосипед. Хотя и этого для визита в гости недостаточно.
— Я должен иметь каску. По городу я езжу без каски и без номера, а там требуют всё, даже велоаптечку должен иметь, все предосторожности, — отмечает Валерий.
О безопасности же в глобальном смысле долгое время речи не шло. То есть у северных соседей этот вопрос давно перенесён в разряд решённых. Основные магистрали там обязательно дублируют выделенные полосы велодорожек. Но до них ещё нужно добраться. И вот в 2018 году Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области начала реализацию проекта «Велодвижение».
В рамках исполнения гранта по программе приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия — Россия» уже 2 июля ведомство назовёт подрядчика, который займётся созданием долгожданной велотрассы. Она пройдет по территории Светогорска. А на пункте пропуска появится комфортная зона, созданная специально для велосипедистов.
— Мы предлагаем оборудовать парковку, чтобы те, кто следуют на велосипедах, могли отдохнуть, подождать друзей, коллег, выпить чай, кофе, съесть бутерброд и ехать дальше, — рассказывает исполняющая обязанности генерального директора дирекции Ирина Герун.
Выделенный коридор для велосипедов длиной 11 километров начнётся у посёлка Лесогорский, пройдёт вдоль федеральной дороги.
Дальше — Светогорск: вдоль Красноармейской, Пограничной и Заводской улиц.
На двухкилометровом участке на улице Спортивной велодорожка сольётся с автомобильной трассой, но важно — приоритет будет у велосипедистов. Чтобы сделать движение безопасным, поставят ограничение скорости — не более 20 километров в час.
Кстати, этот проект — первый не только для Ленобласти, но и всей страны. Велодорожки ещё никогда не заводили путешественников на территорию другого государства. Финская сторона, кстати, к выполнению обязательств приступила с большим энтузиазмом.
— Наши финские партнёры построили уже достаточно большой участок, им остался 1 км до примыкания с пунктом пропуска, — заявила Герун.
Открыть велодорожку и подготовить инфраструктуру на пункте пропуска планируют к началу следующего велосезона. Сотрудники местных пунктов проката ждут этого момента с нетерпением.
— Очень часто приходят особенно в праздники, в выходные дни, едут из других регионов, не только из Петербурга, из Москвы приезжают, — рассказал сотрудник велопроката из Светогорска Андрей Ласковец.
И в этом есть, конечно же, тонкий расчёт — на пункте пропуска Светогорск — Иматра у двухколёсного транспорта перед четырёхколесным неоспоримый приоритет — отсутствие пробок, которыми славится российско-финляндская граница в праздничные дни.
Для таких туристов есть отдельная от автомобилистов очередь. Однако какой-то специальной, уникальной инфраструктуры, строительство которой предусмотрено проектом «Велодвижение», здесь не было никогда.