Петербургские чиновники ищут владельца бронзовых быков, отлитых в начале 19 века, чтобы привести их в порядок и вернуть на историческое место возле Обводного канала. Несколько лет назад скульптуры незаконно перекрасили, а один из быков и вовсе лишился хвоста.
— Великолепные быки, прямо по оси спуск к Обводному каналу, то есть все составляющие некой композиции есть, — уверен руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн.
Архитектор предлагает вернуть бронзовых быков скульптора Василия Демут-Малиновского на исторический адрес. Композиция, отлитая в 19 веке, почти 100 лет украшала Скотопригонный двор на Московском проспекте. Когда тут открыли молочный завод, быков «выселили» на Московское шоссе.
— Возвращение быков в родной район, к родному памятнику очень правильно. И он в общем-то отсюда, а не совсем от того конструктивистского, причём это всё-таки привязка американского проекта — чикагских мясобоен, там они как-то смотрятся и теряются, просто теряются в пространстве, — пояснил Никита Явейн.
Речь о бывшем мясокомбинате на Московском шоссе. Скульптуры здесь обрели новый дом с 30-х годов прошлого века, однако в нулевых производство обанкротилось. Теперь территорию постепенно застраивают, и могучие быки, кажется, в очередной раз оказались не ко двору.
В наше время бронзовые статуи стали объектами своеобразного творчества. Так, в 2017 скульптуры были выкрашены в зелёный цвет, что, как говорят чиновники, незаконно. Примерно в этот же период у одного быка пропал хвост, и не исключено, что его сдали в пункт приёма металлолома. Правда, сейчас скульптура целая: кто-то приделал новый хвост и, видимо, пытался замаскировать место крепления, но не угадал с цветом краски.
Но Взорушка и Невзорушка — так, по легенде, назвали их мастера при отливке — вдохновляют не только анонимных реставраторов. Писатель Сергей Носов 12 лет назад посвятил скульптуре главу в книге «Тайная жизнь петербургских памятников». Собирая материал и изучая газету «Мясной гигант», он сделал любопытный вывод:
— Вдруг эти памятники эпохи классицизма стали восприниматься, как произведение социалистического реализма, и в общем-то, наверное, ленинградцы многие думали, многие во всяком случае, из тех, кто видел, проезжая на автобусе, этот памятник, этих быков, думали, что они и есть ровесники комбината им. Кирова.
Бронзовые быки на дряхлеющих постаментах носят статус объектов культурного наследия федерального значения. В апреле КГИОП выпустил охранное обязательство, однако с кого спрашивать за текущее состояние скульптур, пока неизвестно.
Перспектива перемещения статуй пока также туманна и будет зависеть от результатов государственной историко-культурной экспертизы. Так что, архитекторы не оставляют надежды, что бронзовые стражники начнут жизнь по старому адресу.