В Петербурге может появиться новый памятник барону Мюнхгаузену. Его хотят установить возле Летнего сада, где когда-то жил реальный прототип легендарного персонажа. Но чтобы добиться желаемого, инициативной группе необходимо пройти множество бюрократических приключений. Подход художники выбрали креативный, и в качестве даты обращения написали 32-е мая — день, который придумал литературный герой.
Голубоглазый блондин, без усов и не в привычном сюртуке, а парадной кирасире. Так, по мнению скульпторов, должен выглядеть легендарный барон Мюнхгаузен. Сходство реального человека с литературным героем — минимальное. Зато связь с Россией и Петербургом — очевидна.
— Место мы выбрали не случайно — это набережная реки Фонтанки, дом №2 — дом Бауэра, в котором квартировался барон, — отметил скульптор Серафим Чаркин.
Отдать должное легендарному персонажу скульптор Серафим Чаркин и архитектор Дмитрий Лагутин планировали ещё в начале мая — к 300-летию со дня рождения барона, однако помешали ограничительные меры. Но у Мюнхгаузена, как известно, не бывает безвыходных ситуаций. В прошениях о памятнике просто поставили 32 мая.
Не испугавшись далёкой и холодной России юный Карл Иероним из небольшого поместья под Ганновером в 17 лет добровольно уехал служить пажом в свиту к принцу Антону Ульриху, будущему мужу племянницы Анны Иоановны. В России он впервые понюхает пороху в походе против турок, попадёт в элитные по тем временам кирасиры и получит первое офицерское звание — корнет, а вместе с ним и вдохновение для своих невероятных историй.
На троне сменялись императоры и императрицы, а он продолжал строить военную и придворную карьеру. Именно ему доверили командовать почётным эскортом, который встречал на российской границе княгиню Ангальт-Цербстскую Софью — будущую Екатерину Вторую.
— Барон Мюнхаузен был первым официальным лицом её встретившим, и, мне кажется, это было неплохое лицо. Он был красавчиком, немцем, что немаловажно, потому что императрица тоже была немкой и, возможно, встретив барона, она подумала, что с этой страной у неё что-то да получится, — считает сотрудник музея барона Мюнхгаузена Никита Макеев.
Получилось не только у Екатерины, но и у самого Мюнхгаузена. И не только по службе. Это сейчас роман офицера с представительницей знатного рода кажется невероятным, а тогда это было в порядке вещей.
— Он повстречался с юной княгиней Голицыной, между ними возникла любовная связь, в последствии родился ребёнок, которого передали в семью казачьего атамана Наговицина со схожей фамилией, с которым барон был знаком по русско-турецкой войне, а самого барона отправили служить под Ригу во избежание скандала, — объяснил потомок барона Мюнхгаузена Владимир Нагово-Мюнхгаузен.
Именно тогда он и стал известен как рассказчик. Правда, невероятные истории сыграют с бароном злую шутку. К нелестной славе лгуна прибавится траур по любимой жене, с которой прожил всю жизнь, и роман с 17-летней девушкой, которая разорила Мюнхгаузена. Он умер нищим и одиноким, но комедия, созданная ценой личной драмы — бессмертна до сих пор.
Место под мемориальную доску реальному Мюнхгаузену будут утверждать Комитет по градостроительству, специальная комиссия по мемориальным доскам, Общественная палата, Законодательное собрание и ряд других инстанций Петербурга. В общем, говорят эксперты, очередное приключение по сложности не уступит полёту на пушечном ядре или, к примеру, поимке гигантской щуки, которую по легенде сам барон поймал здесь в Фонтанке, а после внутри рыбы обнаружил перчатку самого Петра Великого.